X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Одиночество ребенка в семье

Даже в благополучных и дружных по среднестатистическим меркам семьях общение родителей с детьми часто сводится к семи минутам в день. Это показывает практика руководителя кризисного молодежного центра, врача-психотерапевта Дениса Култышева.

Многие взрослые — за неимением времени, как они говорят, — подменяют родительскую заботу о ребенке обеспечением его материального благополучия. Вершина современной любви к чаду — купить тому новомодный гаджет с выходом в Интернет, чтобы «не хуже, чем у других». А дальше хоть трава не расти.

На недавней пресс-конференции начальник областного УМВД генерал-майор Юрий Алтынов привел наглядный пример того, как, порой, родители умудряются оставлять ребенка в полнейшем одиночестве, находясь от него всего лишь на расстоянии вытянутой руки. Проводя мониторинг вредоносных групп в социальных сетях, оперативники обнаружили, что в конкретный момент в одном из таких сообществ находится девочка. Полицейские нашли телефон ее мамы, позвонили и нарвались на скандал: мол, дочка едет с ней в машине, ни в какой группе она находиться не может, что за ерунда! Переждав шквал возмущений, оперативники настоятельно попросили все-таки посмотреть на ребенка — чем он занят? Выяснилось, что сидит в Интернете, через телефон…

«Лайк» взамен любви

В конце прошлого года, когда трое подростков покончили жизнь самоубийством (не исключено, что в результате «интернет-зомбирования»), тема детской безопасности в Сети поднималась повсеместно. В правоохранительных органах, в детско-юношеских учреждениях, в департаменте образования и, конечно, во всех школах, где были проведены внеочередные родительские собрания…

Но достаточно ли этого? — задались вопросом участники общественной организации «За безопасное детство». Во вторник они организовали встречу с людьми, которые могли бы ответить на этот вопрос. Пригласили представителей полиции и полицейского общественного совета, регионального управления СКР, департамента образования, уполномоченного по правам ребенка Андрея Степанова, врача-психотерапевта Дениса Култышева, руководителя центра суицидальных превенций Александра Пелымского и даже нашли специалиста по нейролингвистическому программированию.

— По моим наблюдениям, большинство родителей все еще не осознают, какую угрозу несет Интернет ребенку, если не контролировать, чем он там занимается, — высказал мнение руководитель общественной организации «За безопасное детство» Андрей Крамарский. — Вот пример: недавно сделал пост в «Одноклассниках», что пора уже и родителям, и детям выходить из социальных сетей и отправляться вместе на прогулку в парк или в лес. Родители ставили под постом «лайки» и… оставались в Интернете!

«Лайки» — это вообще бич современного общества, одной ногой стоящего в виртуальной реальности. Eсли даже взрослые докатились до того, что, забросив дела, могут ежеминутно обновлять свою страничку, чтобы проверить, сколько еще «лайков» появилось под их новой фотографией, то что говорить о подростках! Им, как никому другому, требуется знать, что ими интересуются, их уважают и любят. В переводе на неблагозвучный интернет-язык — «лайкают».

По мнению руководителя центра суицидальных превенций Александра Пелымского, активное участие подростков в группах, угрожающих их безопасности, — это только вершина айсберга. А корень зла — в том, что толкает детей к общению с совершенно чужими людьми. Это недостаток внимания дома.

— Родители — в силу низкой психологической грамотности — даже не допускают мысли о том, что какой-то чужак за короткое время может стать их ребенку самым близким, завоевать его доверие о обрести над ним власть, — говорит Денис Култышев. — А именно это происходит. Интернет-вербовщики — хорошо подготовленные люди, которые лучше родителей знают, что нужно детям. Любовь.

Поговори со мною, мама

Как донести это до всех без исключения? Детский омбудсмен Андрей Степанов припомнил, что в педагогических кругах как-то уже обсуждалась инициатива создания социальной рекламы: предлагали нарисовать на большом баннере перечеркнутый мобильный телефон и написать: «Поговори со мною, мама».

Можно еще — чтобы взбодрить родителей — задать с рекламных щитов вопрос: «Кому нужны наши дети?»

Нет, никто не исключает из процесса воспитания и обеспечения безопасности детей педагогов, сотрудников правоохранительных органов и органов профилактики, говорит Андрей Степанов. Но кто может знать маленького человека лучше, чем те, кто знает его с пеленок? Eст с ним за одним столом, спит в соседних комнатах, провожает и встречает из школы…

— Конечно, спроси любого классного руководителя, и он покажет: вот этот ученик — спокойный, исключительно положительный, вот с этим надо работать, его поведение несколько тревожит, а тот так вообще хулигашка! — говорит Степанов. — Но проблема в том, что привычные нам стереотипы сломаны. Кто бы мог подумать, что под большей угрозой окажутся не хулигашки, а примерные ученики, которые хорошо учатся, проводят большую часть свободного времени дома и… невыносимо страдают от одиночества.

Не удивительно, что учителя со школьными психологами не успевают за стремительными переменами: не знают, к кому теперь бросаться в первую очередь — к тем самым хулигашкам или к пятерочникам-тихоням?

Денис Култышев предложил представителю департамента образования провести дополнительное обучение работников школ. Специалисты-психотерапевты готовы выступить учителями! Андрей Крамарский, в свою очередь, сказал о необходимости чаще проводить в школах родительские собрания на животрепещущие темы. Обсуждали также: возможные поправки в законодательство, которое пока что не способно в полной мере отразить киберугрозы; необходимость создания социальных роликов о том, что жить хорошо; способы контроля несовершеннолетних, которые выходят в Интернет…

Предложения, высказанные участниками встречи, будут занесены в резолюцию.

А чем заняты ваши дети?

Хотя родители могут начать действовать, не дожидаясь итогов и результатов собрания.

— Я никогда не поверю, что ребенок, которого родители вывозят на каникулах в лес — с палатками, с песнями под гитару у костра, — шагнет на подоконник, подчинившись воле какого-то виртуального вербовщика, — резюмировал специалист по нейролингвистическому программированию Алексей Кошелев. — Ребенка не надо ограничивать в чем-либо, надо просто быть с ним рядом. И если Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, то родители и там должны быть вместе с детьми.

***
фото: Хорошо, если телефон для ребенка — это всего лишь игрушка, которой уделяется незначительное время.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта