Бери шинель, летим домой
Редкое зрелище звездопада (читай, метеоритного дождя) обернулось причудливым инопланетным кораблем, сверзившимся на столичный район Чертаново. Не ждали.
А мы — ждали. Рекламно раскрученной фантастической ленты «Притяжение»* режиссера Федора Бондарчука. На одном из порталов ее уже назвали «главным российским блокбастером 2017 года».
. Где-то на исходе первого часа я вдруг почувствовал себя лишним в кинозале. Этаким старомодным дядькой, воспитанным на лучших картинах 60-70-80-х годов. Показалось, что действие забуксовало, что «экшену» Бондарчука и компании не хватает чего-то, что властно завладевает нашим вниманием. Вышел, попил водички — и это оказалось живительным приемом (позже выяснится, что простая земная вода играет в фильме особую роль). К тому времени режиссер нажал на газ, да еще искусно выстроил ту интерпретацию сюжета, что выходит за рамки привычного боевика в духе «они — чужие и плохие, а мы — хорошие и свои».
И события вдруг словно перевернулись на экране, предстали новой и неожиданной стороной — этакая тень, нашедшая на солнце, но почему-то позволяющая видеть острее и больше.
Я, однако, забежал впереди паровоза (хочется пошутить — «люмьеровского», от которого первые в истории кино зрители перепуганными убегали из зала).
Итак, старшеклассница Юля Лебедева (актриса Ирина Старшенбаум) — бой-девчонка, дочь военного, выросшая без мамы. Она чудом остается в живых при падении НЛО (поврежденного метеоритами, а потом сбитого ракетами с перехватчиков). Теряет лучшую подругу — та хотела насладиться зрелищем с крыши, и вот.
Юля хочет мстить, она даже крадет именной пистолет папы-полковника. Ну а отец (народный артист России Олег Меньшиков) занят экстренной работой. Корабль отгородили стеной-решеткой. Переговоры не продвигаются, но пришельцы вроде бы миролюбивы и каким-то удивительным образом, при посредстве воды из местных источников, восстанавливают свой шатл-шар (похожий на сильно уменьшенную копию Сатурна).
Юля, ее друг Артем и еще несколько молодых людей вторгаются на запретную территорию. И вот тут происходят, как некогда назвал свой фильм о пришельцах Стивен Спилберг, «близкие контакты третьей степени». Инопланетянин спасает девушку. И оказывается в. обличье молодого мужчины (разве что очаровательно небрит).
Выяснится, что это не жителей столицы надо защищать от пришельцев из той же Галактики, а наоборот! Внезапно вспыхнувшая любовная история будет безжалостно стерта бунтом молодого населения Чертаново. «Землю — землянам!» — и все тут. Действие стремительно наберет скорость, станет потрясающе драматичным и виртуозно снятым (компьютерные спецэффекты достойны, на мой взгляд, высокой похвалы).
Eсть и гениально придуманное — как та сцена, где в суровом мужском поединке сходятся пришелец в старой одежде из гаража (подарено Юлей) и ее бывший возлюбленный, оказавшийся плохим парнем и сумевший облачиться в эффектный литой скафандр инопланетянина. Так кто же из них кто? Хороший, плохой — все перепуталось. Все так сложно, и привычные ярлыки не подходят.
Толпа, сметающая стражей порядка, пробивающаяся к «чужим», чтобы устроить самосуд — это кульминация фильма. Где НЛО — неопознанный летающий объект — можно расшифровать совсем по-иному: нежелательный, лишний, опасный.
И, ерзая в своем мягком кресле (теперь от сопереживания), я понял, как ловко заманил нас маэстро Бондарчук в свою фантастическую реальность. С пришельцами мнимыми и настоящими — не обличьем, а скудостью души и неистребимой склонностью к агрессии — «долой всех, кто не похож на нас!» Но мир, как всегда, не без добрых людей.
Смакую один из эпизодов, понравившийся сочностью деталей. В гараже полковника Лебедева гость издалека надевает непривычную одежду. Майку с портретом Юрия Гагарина. Старую шинель. А напоследок, увидев на стене фотографию актера Александра Абдулова в мохнатой шапке, здесь же находит похожую и нахлобучивает ее. Ничего удивительного, что первый же патруль принимает его за крайне подозрительного типа!
. Наверное, я уже рассказал слишком много. Пора закругляться (образ шара, который в фильме упрямо называют «тарелкой», все еще стоит перед глазами). Скажем спасибо большой команде этой картины, не обманувшей ожиданий. Она хорошо придумана и сделана, соединив в себе кино-приключение и кино размышлений.
В фильме заняты преимущественно молодые актеры, и каждый выбранный кастингом сел, выражаясь фигурально, в свой звездолет. Открытием для меня стал фактурный актер Риналь Мухаметов, сыгравший весьма сложную роль пришельца, сумевшего завоевать любовь земной девушки. Eго герой заставил вспомнить. Ихтиандра из старой советской фантастической ленты «Человек-амфибия» — те же чистые глаза, та же доверчивость к людям.
Как прежде, монументален, но и тонок в душевных движениях Олег Меньшиков. (Кстати, приятно было узнать, уже после просмотра, что отец актера был военным инженером).
В небольшой, но запоминающей роли бабушки Любы появляется в фильме народная артистка РСФСР Людмила Максакова.
И уже хочется пересмотреть «Притяжение», чтобы найти все то, что я невольно упустил — невозможно быть предельно внимательным на протяжении более чем двух часов.
. А незваные гости оказались наблюдателями. И вынесли не слишком лестное для нас заключение. Захотят ли еще прилететь?
* * *
В эфире одной из радиостанций Федор Сергеевич сообщил, что есть сценарий продолжения «Притяжения», однако все будет зависеть от зрителей (читай, от кассового успеха).
Но я слышу сейчас не голос режиссера. Просто вспоминаю кадры, где Юля, пережив все события, сидит на травяном пригорке и смотрит в небо. Ждет нового звездопада?
Эта милая девушка, сказали пришельцы, — главная их надежда. Сумевшая переступить через страх и неприятие «чужих». Сделавшая то, чего не смог или не захотел никто другой.
*»Притяжение», Россия, 2017. Сценарий — Олег Маловичко, Андрей Золотарев. Режиссер Федор Бондарчук. В ролях: Ирина Старшенбаум, Александр Петров, Риналь Мухаметов, Олег Меньшиков, Сергей Гармаш и др. В тюменских кинотеатрах — с 26 января. 16+.
***
фото: Ирина Старшенбаум в роли Юли;НЛО совершает вынужденную посадку.