X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Великая битва — великая во всем

Зенков Павел Михайлович

Годы жизни: 1923 — 1942

Родился в д. Бутырки Ишимского района. Призван Ишимским РВК в декабре 1941 г. Зачислен в 783-й стрелковый полк 229-й стрелковой дивизии. В Отечественной войне с 17 июля 1942 года — Сталинградский фронт.

Между тем, из документа, который мы нашли в ОБД «Мемориал», следует, что между 10 августа и 10 октября 1942 года Павел Зенков — красноармеец, рядовой 1-го стрелкового батальона 122-го полка 41-й гвардейской стрелковой дивизии — ранен в бою и отправлен в медсанбат. Официально (по данным подворного опроса 1946 года) считается пропавшим без вести в сентябре 1942 года. Каким образом рядовой Зенков из разбитой в начале августа в большой излучине 229-й стрелковой дивизии оказался в рядах дивизии, только что образованной из расформированного 10 воздушно-десантного корпуса?

Мы можем только предполагать, что молодой красноармеец, почти мальчик, как видно по сохранившейся в его семье фотографии, сумел выйти из окружения. И надо думать, вышел в военной форме и, возможно, с оружием в руках (такие случаи известны). Он сумел переправиться через Дон и после короткого допроса в особом отделе направлен в строевую часть — в 122-й гвардейский стрелковый полк. Один из трех пехотных полков отправленной под Сталинград 41-й гвардейской стрелковой дивизии.

Здесь также необходимы некоторые пояснения. 41-я дивизия, правильнее сказать, не была заново сформирована. Летом 1942 года все десять воздушно-десантных корпусов Красной армии были преобразованы в стрелковые дивизии, которым, еще до начала боев, вручены гвардейские знамена. Новые дивизии отправлены на Юго-Восточный фронт, который с 23 сентября станет называться Сталинградским.

В связи «с тяжелой обстановкой в районе Сталинграда 1 августа 1942 года — по срочному приказу, как пишет историограф 41-й гвардейской А. Ярошенко, 10-й воздушно-десантный корпус был преобразован в 41-ю сд, с дополнениями до штата стрелковой дивизии». Возможно, в этом дополнении и оказался наш земляк.

А 10 августа его родная 229-я дивизия уже перестала существовать. Последний раз ее номер появился в оперативных сводках штаба 62-й армии в таком контексте: «точное положение 229-й дивизии установить не удалось.»

В это время танковые и моторизованные дивизии армии Паулюса стремятся добить окруженные части и перейти Дон. В это же время 41-я сд прибыла в междуречье Дона и Волги, чтобы прикрыть правый фланг сталинградской обороны. 17 августа она с ходу вступает в бой и вместе со всей 1-й гвардейской армией переходит в наступление, за неделю боев пройдя чуть больше 20 километров. В те же самые дни немцы тоже переходят в наступление с плацдарма у хутора Вертячий.

Как пишет А. Ярошенко, «за день немецкие войска прошли 80 километров и… вышли к Волге севернее Сталинграда». Образовался своеобразный коридор между Доном и Волгой. Немцы называли захваченное пространство «наземный мост». По нему гитлеровским войскам удалось достичь северных окраин Сталинграда, перебрасывать живую силу и технику, чтобы ворваться в город.

… 30 августа. 41-я сд уже в Котлубани. Отсюда отрезанная войсками Паулюса от Сталинграда, 1-я гвардейская армия, в составе которой сражается пять гвардейских дивизий, все — бывшие воздушно-десантные корпуса, вместе с танковым корпусом Ротмистрова пытается пробиться к городу. А Сталинград подвергается ежедневным бомбардировкам (первая из них произошла 23 августа 1942 года).

Попытка пробиться не удалась, однако усилия и жертвы не пропали даром. За эти 8 дней — с 3 по 11 сентября 1942 года — защитники Сталинграда сумели подготовиться к обороне города.

Стремление отбросить немцев от Волги, подкрепленное приказом, требовало нового наступления в направлении обороняющегося города. И оно началось. В иные дни, как пишет А. Ярошенко, удавалось продвинуться всего на несколько сот метров. Но прорваться не удалось.

Как утверждает известный историк Алексей Исаев, не только знаменитый дом Павлова в Сталинграде может называться символом битвы на Волге. Но и железнодорожный семафор на станции Котлубань. Бои за эту железнодорожную ветку шли непрерывно. «Да и солдат обеих сторон в окрестностях семафора лежит намного больше, чем вокруг любого отдельно взятого дома в Сталинграде», пишет историк.

В поселке Котлубань находился госпиталь, рядом с которым хоронили солдат, умерших от ран. Как знать, может быть, сюда был доставлен из медсанбата, а то и прямо с передовой Павел Зенков? В Именных списках безвозвратных потерь 122-го гвардейского стрелкового полка называются захоронения убитых в местах ожесточенных схваток с врагом. Это — сопка Соловьева. Это — высота 130.7. Это — станица Перекопка. Это — хутор Кузьмичи, превращенный немцами почти что в крепость. Перечитывая списки безвозвратных потерь 41-й гвардейской стрелковой дивизии (на 494-х страницах!), мы обратили внимание на источники ее формирования. Это, главным образом, призванные из Восточной Сибири: Иркутская и Читинская области, Красноярский край, Якутия. Немало и мобилизованных из Туркестанского военного округа — казахи, узбеки, каракалпаки.

Признаюсь, я специально выискивал земляков, из Омской области по довоенному административному делению. Нашел среди убитых и раненых — шесть человек. В том числе с территории нынешней Тюменской области двое. Это Дмитрий Андреевич Паршенков из Ишимского района, 1915 года рождения, сержант, погиб 30 сентября 1942 г., похоронен в д. Кузьмичи. И Иван Андреевич Eлесин из Суерки Упоровского района, 1906 года рождения, пулеметчик, погиб 27 сентября 1942 года, похоронен в д. Кузьмичи.

Мы не можем сегодня сказать, где точно был ранен Павел Зенков. Довезли его до госпиталя или он скончался от ран по дороге? А может быть обоз с ранеными был разбит налетевшими самолетами? Во всяком случае, на всех пяти сотнях страниц именных списков 41-й сд мы нашли его имя только на странице 128 под номером 190: «красноармеец стрелок Зенков Павел Михайлович. Время выбытия: 10.08.1942 — 10.10.1942».

Эти списки составлялись уже после того, как дивизию в начале октября вывели в резерв и отправили в Саратовскую область. Пополнять комплект личного состава. О необходимости этого доукомплектования ясно говорят «Именные списки на безвозвратные потери. военнослужащих 41-й гвардейской стрелковой дивизии за период боевых действий дивизии с 10 августа по 20 октября 1942 года».

Общие потери рядового, младшего начальствующего и начальствующего состава только этой дивизии — 9447 человек.

. К сожалению, о сражении на этом участке фронта не писали так много и так ярко, как об обороне Сталинграда. Видимо, потому что в частях 1-й гвардейской армии не оказалось такого офицера, как Виктор Некрасов, автор повести «В окопах Сталинграда». А может, был, но погиб где-то между 10 августа и 10 октября 1942 года Сталинградская битва была великой во всех смыслах этого слова. В том числе и по числу потерь.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта