X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Театр — социальный клей

«Солнце Сибири» можно назвать театром особым — со своей атмосферой и миссией.

Да, у «Солнца Сибири» есть миссия. Eсли спросить о ней Eлену Молдованову, исполнительного директора и драматурга, то она отвечает, что стремится создать социальный театр, в котором каждый человек сможет раскрыть свой талант. Это касается не только актеров, но и зрителей: Eлена хочет сделать так, чтобы они не только видели представление, но становились его частью.

Мы попросили Eлену рассказать, что сегодня представляет собой театр «Солнце Сибири», чем он живет.

— В нашем городе есть областные и городские театры, а также россыпь молодежных. Мы — частный независимый камерный театр — находимся между государственными и молодежными. В отличие от молодежных содержим и постоянно играем обширный репертуар: сейчас у нас девять спектаклей, к концу сезона будет двенадцать; каждый сезон предполагает до семи премьер. От государственных театров нас отличает отсутствие регулярной финансовой государственной поддержки.

— Получается, «Солнце Сибири» живет за счет показа спектаклей?

— Да. Eще у нас проходят мастер-классы по разным театральным направлениям, открытые лекции и обучающие курсы. Купить билет в наш театр иногда дороже, чем в драматический. Ведь там вы уже оплатили часть своего билета в государственный театр через налоговую систему. А в нашем театре вся стоимость ложится на ваши плечи в момент покупки билета. При этом все средства со спектаклей идут на оплату аренды помещения, в театре никто не получает зарплаты.

— Но, тем не менее, «Солнце Сибири» регулярно дает премьеры.

— Здесь каждый работает по законам нематериального мотивирования. Наше топливо — стремление к самореализации, интерес и любовь к театру. Наши артисты пришли сюда с целью найти себя, реализовать творческий потенциал — этим они готовы заниматься практически все свое свободное время. Отсюда высокая производительность и увлеченность. Однако когда они достигают личностных целей, то теряют интерес к театру и уходят. Им на смену приходят новые люди.

— Вы создаете социальный театр. Почему именно такой?

— Суть такого театра — помогать людям осмыслить их собственный жизненный опыт через совместную творческую деятельность. Особенно важно это бывает в подростковом возрасте, когда человек впервые пытается найти ответы на базовые вопросы. Кто я такой? Каково мое место в мире? Общество дает ответы на эти вопросы, но их нельзя передать как знание — только как опыт. Ценностные высказывания общества воспринимаются молодыми людьми как директивные, вызывают протест и асоциальное поведение: мелкие кражи, алкогольная или наркотическая зависимость. Вариантов много. Именно поэтому театр становится важным инструментом передачи: здесь человек получает знание через опыт эмоционального переживания.

— Социальный театр, получается, направлен на социализацию подростков?

— Вроде того. Молодые люди живут в постоянном напряжении. Современная жизнь характеризуется высоким темпом, чтобы справляться — надо постоянно работать. Такие установки заставляют отказаться от хобби, от саморазвития вне профессии. Но человеку необходимо творческое самовыражение. Не имея альтернатив, он находит поле для творчества в рискованной, авантюрной асоциальной деятельности. Магазинная кража становится приключением, где надо проявить себя: придумать новый способ обмануть охранную систему, не расколоться перед продавцом, донести вещь до дома и потом хвастаться «уловом» в соцсетях, повышая свой статус. Участники становятся практически супергероями в своих вылазках.

— Но каким именно образом социальный театр помогает раскрыть творческое начало?

— Он построен так, что любой желающий может пройти путь от зрителя до сотворца. Человек приходит в наш театр гостем. После каждого спектакля мы устраиваем его обсуждение со зрителями. Говорим не о профессиональных качествах актеров, мастерстве режиссера или драматурга, а о проблематике спектакля. Каждая постановка несет в себе ответы на какие-то важные для человека вопросы. Обсуждая их, зритель погружается в свой ценностный мир и зачастую буквально знакомится с ним. Так, понемногу зритель становится критиком. И вот ему уже хочется сказать что-то свое, а не только дать реакцию на созданное. В театре выстроена система кружков, где каждый может попробовать силы в качестве актера, режиссера, драматурга, продюсера. Такая работа приносит удовольствие и помогает раскрыться. Важно, что, получив необходимые навыки, ребята работают не в учебных, а в ведущих проектах театра. Перед ними открываются возможности роста и поиска позитивного общественного признания. Труппа сплачивается проектами и становится семьей, в театре живет дефицитное сегодня живое, оффлайновое общение.

— А что вдохновило вас на создание такого театра?

— За рубежом существует проект «Class-Act», который через театр втягивает в общественную жизнь исключенных из нее людей: инвалидов, детей-сирот, заключенных. Под руководством профессиональных драматургов эти люди пишут пьесы, а потом их ставят в профессиональном театре. Через искусство драмы человек получает возможность разобраться в себе, ответить на внутренние вопросы, отработать свой уникальный жизненный опыт — и в художественной форме поделиться им и увидеть отклик. Налаживается разговор о самом главном между людьми, которые в реальной жизни, возможно, никогда не поговорят. Театр при этом только обогащается: ты никогда не сможешь написать пьесу о ребенке, который остался без родителей, лучше и правдивее, чем сам ребенок. В этом проекте театр работает как социальный клей еще раньше, чем выходит премьера.

***
фото: Елена Молдованова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта