X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Помогут чем смогут

Порой даже понимание происходящих в организме процессов не гарантирует способности лечить вызванную ими болезнь.

В XVIII веке доктор Грейвс описал заболевание, при котором на фоне патологии щитовидной железы возникает пучеглазие — глаза словно вылезают из орбит. Это явление долгое время считалось симптомом нарушения работы щитовидки, но сегодня диффузный токсический зоб (он же болезнь Грейвса, гипертиреоз, Базедова болезнь и т.д.) отделяют от эндокринной офтальмопатии, которая признана самостоятельным заболеванием; и причины, запускающие ее развитие, не до конца ясны.

Офтальмопатия обычно возникает вместе с расстройством функции щитовидки, но иногда появляется и при нормальной ее работе. Может возникнуть через 1015 лет после того, как железу пролечили, или до того, как появятся признаки ее болезни.

Или как это случилось с одним тюменцем: он отправился погреться в теплые страны. И непривычное для сибирского человека жаркое солнце. запустило болезнь.

Не зная причины, лечим следствие

— Причины возникновения этих процессов нам до конца не известны, — объясняет Юрий Геркул, заведующий нейрохирургическим отделением МСЧ «Нефтяник». — По словам 31-летнего мужчины, вернувшись из поездки, он ощутил жжение в глазах, покалывание. Потом глазные яблоки начали выбухать. Эндокринолог диагностировал патологию щитовидной железы, назначил несколько курсов гормональной терапии, после которой основные симптомы купировались. Но пучеглазие сохраняется — внутриорбитальный жир разросся и продолжает вытеснять глазные яблоки. Часто пациенты с такой патологией не могут смыкать веки, из-за чего пересыхает слизистая. У нашего больного после лечения веки смыкаются. Но зато двоится в глазах — глазные яблоки оказались на разной высоте и зрительная ось сместилась.

По словам доктора Геркула, современные медики в такой ситуации не могут искоренить проблему и борются лишь со следствием. Операция сложная — хирург движется как по минному полю. Везде жизненно важные структуры глаза: зрительный нерв, слезная железа, мышцы глаза, многочисленные нервные структуры.

Три головы лучше

Вместе с нейрохирургом Юрием Геркулом оперирует приглашенный из областного офтальмологического диспансера глазной хирург — Eлена Забурева. Также в операционной присутствует лор-хирург Дмитрий Щербаков — он только наблюдает.

. Прежде чем хирурги подойдут к столу, медицинские сестры достают стерильные пеленки, готовят инструменты. Большой операционный микроскоп плотно закутывают в стерильную же пленку, закрепляя ее специальными липучками.

Хирурги же прикидывают, как ловчее встать, чтобы не мешать друг другу. Или сесть.

— Вот почему хорошо быть нейрохирургом, — посмеивается Юрий Геркул. — Мы оперируем, сидя в кресле с регулируемыми подлокотниками.

— Мы тоже не стоя оперируем, — в тон ему отвечает Eлена Забурева, оглядываясь в поисках второго сидения.

Дмитрий Щербаков выходит из операционной и вскоре возвращается с подходящим предметом мебели, который можно отрегулировать по высоте, — этакая медицинская галантность.

Но вот медсестры помогают хирургам облачиться в стерильные халаты поверх хиркостюмов, надеть перчатки. Действующие лица рассаживаются по местам, и веселость исчезает — специалисты сосредоточены.

. Нижнее и верхнее веки левого глаза пациента они размечают специальным маркером там, где будут надрезы.

— Оперируем только один глаз, — объясняет Щербаков. — Конечно, после процедуры он встанет на место, и двоиться в глазах станет сильнее, ведь правый глаз останется смещенным. Пациенту придется потерпеть неудобства пару месяцев, пока организм не оправится после операции. Только тогда мы поправим другой глаз. Так меньше рисков.

. Хирурги надрезают кожу верхнего века — она очень тонкая, поэтому работать скальпелем надо осторожно — прямо под ней круговая мышца глаза, с которой нужно быть внимательными. Под мышцей — глазничная перегородка, тонкая, но прочная мембрана, запирающая периорбитальный жир внутри орбиты глаза.

Вообще-то его функции очень важны — он предохраняет глазное яблоко от травм, окружая его со всех сторон, как мягкая подушка. Но в случае этого конкретного пациента именно излишне разросшийся жир и выталкивает глаз из орбиты.

Поэтому хирурги осторожно, отщипывая миллиметр за миллиметром специальным инструментом, его удаляют. Малейшая неточность может навредить больному. А ведь после верхнего века нужно так же разрезать нижнее и тоже добраться до жира — там его еще больше.

Катя Христозова

Проблема пока не имеет решения

И все же этот вид операции более безопасен, чем второй имеющийся в распоряжении хирургов.

— Мы проводили другую операцию в прошлом году, — рассказывает Щербаков. — Через нос удаляли стенки орбиты глаза, чтобы сквозь эти проемы периорбитальный жир как бы выпал в носовую полость, и таким образом ослабло давление на глаза. При этой процедуре — очень большие риски. Но главное — так мы не решаем проблему. Жировая клетчатка продолжает разрастаться и через некоторое время снова начинает мешать.

. Впрочем, по словам Щербакова, окончательно проблему не решает и удаление жировой ткани. Хотя период ремиссии в этом случае значительно дольше, рано или поздно жир все равно нарастет опять.

— Мы знаем, как все это происходит на клеточном уровне, — говорит доктор Щербаков. — Но все равно не можем излечить. Ни курсы препаратов, ни подавление деятельности щитовидной железы, ни даже ее удаление не дают результата — один раз запущенный, процесс продолжается все равно. И чем моложе пациент, тем быстрее рост. Мы не исключаем, что и этому нашему пациенту когданибудь понадобится повторная операция. Именно поэтому Юрий Геркул старается разработать наиболее щадящую и при том наиболее эффективную методику.

. Врачи стараются, чтобы о каждом таком случае узнало как можно больше людей. Ведь среди людей, страдающих болезнями щитовидной железы, пять-семь процентов заболевают и офтальмопатией. А наш регион — эндемичный по болезням щитовидки.

— Проблема в том, что пациенты с пучеглазием обычно не знают, к кому обратиться со своей бедой, — подытоживает Щербаков. — Многие просто смиряются, пытаются жить с этим. Во всем регионе такие операции выполняют только в МСЧ «Нефтяник». И мы бы хотели, чтобы люди знали, куда идти за помощью.

***
фото: Дмитрий Щербаков, Елена Забурева и Юрий Геркул ;Доктора Геркул и Забурева работают с операционным микроскопом.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта