По рыбным местам, или Не лезь, куда не надо
Сотрудники тюменского центра Государственной инспекции по маломерным судам знают все рыбные места в городе и пригороде. Но, выдвигаясь туда, берут с собой не удочки и ящики для улова, а линейку для замера толщины льда, профилактические памятки и снегоход на прицепе.
Снегоход — чтобы можно было охватить профилактической работой как можно больше рыбаков: некоторых приходится догонять. Они, издалека увидев людей в форме, сворачивают снасти и торопливо удаляются. Инспекторы по маломерным судам предполагают: скорее всего, это рыбаки-новички, которые не совсем понимают, что сотрудники МЧС выходят на зимние водоемы не чтобы наказать, а чтобы предупредить. Даже в самый разгар зимы лед не везде надежный, особенно обманчива в этом смысле Тура, в которую сбрасывается теплая вода. На тех участках реки, где это происходит, вода не замерзает круглый год. Как, например, в районе поселка Антипино.
— Но именно в таких местах собирается больше всего рыбаков, — говорит начальник центра ГИМС Сергей Каплин, обходя лунки и направляясь к тем любителям подледного лова, которые не сбежали. — Рыба зимой плывет туда, где больше воздуха — к открытой воде.
Ну, а рыбаки, соответственно, «плывут» туда, где больше рыбы. — Хорошо ловится сегодня? — интересуется Сергей Сергеевич у рыбаков. Те загадочно улыбаются и суеверно молчат: скажут, что хорошо, — сразу клевать перестанет.
В этом отношении любители подледного лова очень аккуратны. А что касается вопросов собственной безопасности, тут они иной раз несколько легкомысленны. Например, уверяют Сергея Каплина, что лед, на котором они стоят, — по ощущениям — сантиметров сорок-сорок пять. Начальник центра ГИМС делает замер линейкой: всего двадцать пять!
— Конечно, столько людей, как сейчас, могут находиться на этом льду, — резюмирует инспектор по маломерным судам. — Но если больше — то это уже опасно.
Один из рыбаков, слушая со стороны наставления сотрудников МЧС, достает из кармана и показывает мне «спасалки»: что-то среднее между отверткой и шилом. Eсли провалишься в полынью, то такими штуками можно зацепиться за лед и вытянуть самого себя из воды.
— Это в магазинах продается, раньше сами такое делали. Бывало, приходилось использовать, — говорит рыбак и, пресекая мои дальнейшие расспросы, припечатывает:
— А вообще, лучше не лезть, куда не надо!
Сотрудники МЧС обеими руками за такую позицию. Eсли сделать совсем уж краткий пересказ памяток на тему зимних водоемов, то их содержание можно свести как раз к этой емкой фразе. Но на всякий случай в памятках все изложено гораздо подробнее: куда именно и почему конкретно нельзя лезть.
Например, в холодную воду на резиновой лодке без жилета. Это мы уже с заместителем Каплина Виталием Петровым на снегоходе проехали по заснеженному берегу Туры к тому ее участку, где стоит открытая вода. Здесь же стоят автомобили рыбаков. А сами они дрейфуют на лодках у противоположного берега, макая леску в реку.
— Не понимаю, в чем удовольствие, — приложив ладонь козырьком ко лбу, говорит Виталий Петров.
— А вы не рыбак разве? — спрашиваю я у сотрудника.
— Рыбак, конечно, — отвечает Виталий Федорович. — Но не до такой степени, чтобы в холодную воду зимой лезть. Вон — еще и без жилетов!
И правда, среди нескольких рыбаков, гипнотизирующих воду, только один облачен в приятного глазу спасателей яркого цвета жилет. Удивительно это еще и потому, что все остальное снаряжение (инспекторы ГИМС видят это даже с дальнего берега) рыбаков — на высшем уровне. Сложно поверить, что от приобретения спасательного средства их останавливает его — вполне доступная — цена. Сотрудники МЧС давно уже подсчитали: платить штрафы за отсутствие спасательного жилета — гораздо дороже, чем приобрести жилет.
Ну, а не соблюдать правила элементарной безопасности на льду — еще дороже, чем любой, даже самый высокий штраф.
***
фото: Тура не замерзает здесь даже зимой ;Сергей Каплин измеряет толщину льда ;Идеальный вариант рыбалки по версии спасателей: в одной руке удочка, в другой — памятка.