X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Читательский клуб имени корнета Плетнева

Заседание пятьдесят седьмое

***

Атлантида никуда не исчезла

РАФАЭЛЬ ГОЛЬДБEРГ

«Литературная матрица: Советская Атлантида». СПб, 2013.

В День города на книжном развале у литцентра я купил очередное издание Лимбус-Пресс. Под светло-желтой обложкой — почти три десятка публикаций. Я, право, затрудняюсь назвать их жанр. Рассказы о писателях? Литературоведческие эссе? Молодые авторы написали о своих предшественниках советского периода. О тех, кто составлял, скажем так, элиту советской литературы. Имена первого ряда. Своеобразный иконостас. Александр Фадеев. Леонид Леонов. Вячеслав Шишков. Александр Серафимович. Быстро взлетевшие в начале советской эпохи. И почти так же быстро забытые, когда эпоха закончилась.

Свободные от табели о рангах новые литературоведы создали интереснейший сборник. Они расчистили номенклатурно-мифологические напластования на старых портретах.

Те, кто подобно мне еще помнит содержание книги Николая Островского «Как закалялась сталь» и привычно отождествляет автора с героем по имени Павка Корчагин, будут изумлены. Они узнают, что в 1917 году автору этого, говоря современным языком, бестселлера (который до 1987 года входил в обязательный список школьного чтения) было всего 13 лет. Что он никогда не был участником Гражданской войны. Что не строил узкоколейку из Боярки, чтобы спасти «замерзающий Киев». Что и строительства такого не было. Все это Николаем Островским придумано. Придумано ярко, талантливо и надолго. В семидесятые годы журналист и поэт Борис Вахнюк писал: «. от Боярки корчагинской сквозь годы бежит ко мне стальная колея!» «Атлантиду» один из рецензентов назвал «попыткой реабилитировать советскую официальную литературу». Но вот проблема: как объяснить, что литературное качество этой «официальщины», на мой хотя бы вкус, неизмеримо выше, чем многое написанное и опубликованное в последние годы?

Герман Садулаев, автор очерка об Островском, пишет, что, например, в Китае «Как закалялась сталь» издана общим тиражом 12 миллионов экземпляров. Что у китайских студентов Павка Корчагин занимает третье место среди кумиров, после Джеймса Бонда и Спайдермена.

Литературная Атлантида никуда не исчезла. Она еще жива во многих из нас.

***

Горькая правда трущобных людей

EСEН АБИЛЬКEНОВ

Владимир Гиляровский. «Рассказы и очерки». 1988.

В последние годы чаще читаю публицистику и специализированную литературу. Но тут вдруг захотелось чего-нибудь для настроения. Книгу Гиляровского не открывал со студенческих времен. Но тогда я не получил такого колоссального удовольствия от способности автора передавать картинки, события и образы. Не зря одного из самых ярких журналистов конца XIX века звали королем репортажа и бытописателем.

Читая сборник, поймал себя на мысли, что каждый рассказ поддается экранизации. Однако сомневаюсь, что кто-нибудь из современных российских кинематографистов, предпочитающих в основном работать с бредовыми сценариями, взялся бы за такой материал. Да и кино бы получилось очень мрачным, особенно в свете того, что многие сюжеты перекликаются с нашим временем. Те же бытовые проблемы, та же потерянность в жизни, которую испытывают сегодня многие, то же фундаментальное непонимание между богатыми и бедными.

Так, в рассказе «Обреченные», где Гиляровский отражает подлинный эпизод из своей биографии — работу на белильном заводе, показано, как цинично эксплуатировалось безвыходное положение представителей низших слоев населения. Они вынуждены за копеечное жалование устраиваться на вредное производство, где «сгорают» за несколько лет. Немногим удается обрести лучшую долю.

Проецируешь на наши дни: сейчас с трудоустройством, конечно, тоже есть проблемы, но, слава богу, не такие, как во времена, описанные Гиляровским. И вообще возможностей у нас, молодых, по большей части образованных, в современном мире гораздо больше.

Поначалу книгу Гиляровскому издать не позволили, заявив, что «такую правду писать нельзя». Думаю, и сегодня его бы обвинили в излишне мрачном отражении действительности.

***

Четверолапые мушкетеры

ВЛАДИМИР ТАНКОВ

Константин Лагунов. «Ромка и его друзья» (из сборника «Повести-сказки»). Тюменский издательский дом, 2014.

Эту великолепную книгу (большой формат, отменные иллюстрации, да и сама печать) мне подарила по случаю Ольга Константиновна, дочь писателя. Она и составила книгу, куда вошли любимые из поколения в поколение, добрые и веселые, нестареющие сказки — «Ромка и его друзья», «Ромка и Медведь», «Городок на бугре».

Но больше скажу сегодня о первой, ибо она и самая, наверное, знаменитая из трех, да еще и связанная с воспоминаниями о том времени, когда мои дети были маленькими.

В пору жесточайшего дефицита советского времени (все лучшее для чтения — преимущественно по блату, из-под полы) эта книга с яркой обложкой досталась мне на. областных сельских спортивных играх. Где журналист из Тюмени имел маленькую, но заманчивую привилегию — дождаться такой вот распродажи «для гостей» и уложиться в заданный лимит (столько-то томов, и ни одного сверху, иначе всем не хватит).

И если использовать ныне модное молодежное словечко, на Ромку, Фомку и Артоса — трех четверолапых мушкетеров — я «запал» сразу. А позже — моя дочь, потом сын. Жаль, книгу в бурные 90-е, когда пришлось на время переехать на Север, мы не сохранили.

Туда, к нефтяному Северу, держат путь и наши герои. Ромке надо найти хозяина, Степана Ивановича, его сопровождают верные друзья, и вместе они переживают немыслимые приключения и борются с врагами, которые — увы — существуют и в сказках, так интереснее.

. В 2014-м я открыл для себя новые сказки Лагунова. Хотя «Городок на бугре» мог бы, пожалуй, прочесть и раньше. Но — не случи-лось. Зато теперь моя внучка получила потрясающе интересные истории. И они постепенно получают. театральную интерпретацию. Правда, это сугубо любительский театр, домашний. Где мне достаются в основном роли отрицательных персонажей, которых маленькая Вера ничуть не боится. Напротив, стремится перевоспитать злодея с длинным именем Клык-Клык Грумбумбес и превратить его в добряка. И это в наших силах!

Вот так чудесные сказки из прошлого обретают новую жизнь. Они того достойны, им не грозит небытие.

***

О прогрессе и ощущении счастья

ИННА ГОРБУНОВА

Юваль Ной Харари. «Sapiens. Краткая история человечества». «Синдбад», 2016.

Эта книга — вызов всему, что мы знаем. Так сказано в ее аннотации. И это не преувеличение. История в ней предстает не как набор разрозненных фактов, а как связь времени. Такая прочная, что мы даже и не подозреваем.

Автор книги — доктор наук, преподаватель всемирной истории в Оксфордском университете, дважды лауреат международной премии за оригинальность мышления и творческий подход в гуманитарных исследованиях. В своих работах он соединяет исторический подход с естественнонаучным, чтобы понять, существует ли историческая справедливость, становятся ли люди счастливее по мере исторического развития?

Ключевые точки в истории человечества — когнитивная, аграрная и научная революции. Первая произошла около 70 тысяч лет назад и привела к появлению Homo sapiensа. Вторая случилась около 12 тысяч лет назад, когда человек освоил земледелие. Третья — тесно связана с промышленной, и ей не больше 500 лет.

Стало ли людям легче от этих преобразований? Рассуждения автора неожиданны.

Величайшей аферой он называет переход от собирательства и охоты к сельскому хозяйству. «Сделка с пшеницей», на его взгляд, оказалась абсолютно невыгодной. Люди попали в ловушку роскоши, из которой уже не смогут выбраться. Работать они стали больше, питаться скуднее, а жить разобщеннее.

Необычен и посыл, с чего началась научная революция? Не с открытий. А с признания собственного невежества. Оно толкало людей вперед, заставляло исследовать, покорять, наращивать продуктивность экономики. И что в итоге? «Наша планета, некогда голубая и зеленая, превращается в бетонно-пластиковый торговый комплекс».

С социальной точки зрения самой судьбоносной стала промышленная революция. Миллионы лет эволюция приучала нас жить и мыслить общинно, и всего за два века превратила в разобщенных индивидуумов. Ранее незыблемая родительская власть, авторитет старших стали ничтожны. Зато все большее влияние оказывают «воображаемые сообщества». Темп жизни настолько ускорился, что мы живем теперь в «эпоху постоянства перемен». Только прибавляется ли у него от этого счастья?

***

Чего мы не знаем друг о друге?

МАРИЯ САМАРКИНА

Джейн Шемилт. «Дочь». АСТ, 2016.

Автор романа, который издатели называют детективом нового уровня, виртуозно передает ощущение холодного ужаса, расползающегося по телу и душе главной героини за те несколько минут, пока она осознает: 15-летняя дочь, которая должна была возвратиться домой еще вечером, не пришла и к ночи.

За эти мурашки по коже, которые перебегают со страниц книги на руки читателя и бегут выше — куда-то к загривку, я готова простить автору ее героиню «ни рыба ни мясо», которая не очень-то мне импонирует. И я в этом впечатлении не одинока: многие интернет-рецензенты ехидно пробежались по личности семейного доктора Дженни, у которой совсем не находится времени на общение со своей собственной семьей. Трое детей — дочь-подросток и братья-близнецы постарше — живут сами по себе, муж-нейрохирург тоже загружен работой. Якобы работой, якобы загружен, смеются рецензенты, которые вперед Дженни прочитали ее судьбу и теперь диву даются, какая же она слепая. Не видит (а скорее всего, не хочет видеть) очевидного: проблемы детей, измену мужа, криминальную историю, разворачивающуюся буквально у нее под носом. Криминала в книге, кстати, меньше всего — несмотря на то, что роман назван детективом. Оказывается, что драма, которая может разыграться в любой среднестатистической семье, пострашнее всякого бандитского замысла. Главному злодею-спасителю, вторгшемуся в жизнь семьи Дженни, и придумывать-то ничего не приходится: просто дернул там, где давно уже было тонко.

А что касается многочисленных откликов читателей (и меня в том числе) о невнимательности и семейной халатности Дженни, то порой они настолько горячи и беспринципны, что становится понятно: публично цокая языками по поводу других, люди стараются продемонстрировать, что уж они-то точно не такие! Хорошо, если все-таки хватает смекалки отложить на время написание рецензии, поста в Интернете, книгу, работу и позвонить домой, узнать, как там дела?

Почему-то мне кажется, что задумка автора именно в этом.

***

«Тайна сибирских орденов»

АЛEКСАНДР ИВАНEНКО

Александр Петрушин. «Тайна сибирских орденов». Тюмень: ОЛМАРПРEСС, 2016.

Внешне книга А.А. Петрушина производит приятное впечатление. Первая страница обложки раскрашена в цвета сибирского знамени. На этом фоне изображены сибирские ордена «Освобождение Сибири», «Возрождение России» и лента к ним. На четвертой странице — фотопортрет автора в форме полковника КГБ и краткая биография. В книге восемь глав, каждая заканчивается небольшой подборкой архивных документов по теме главы. Прекрасная мелованная бумага, хороший шрифт.

Собственно о сибирских орденах рассказано мало. И самих орденов было всего два. И известно о них мало что, сведения противоречивые. Основное внимание уделено увлекательной теме кладоискательства, поиску «золота Колчака» и ценностей сибирского белого движения во время Гражданской войны и самой войне на территории современной Тюменской области и всей России. Тема кладоискательства особенно близка автору книги — совсем недавно, уже в XXI веке, он искал «золотишко Колчака». А нашел ли — об этом Петрушин не рассказывает, он умеет профессионально молчать. Пусть теперь напишут другие, может, им лучше повезет.

Книга густо населена людьми разных чинов и званий, событиями, происходящими с героями книги в разных местах России. События мелькают быстро. Только что действие развивалось в Тобольской губернии, но тут же все переносится в Крым, Польшу, Китай, Тибет. Гражданская война, горы трупов, реки крови. Белые режут и стреляют красных. Красные режут и стреляют белых. Одной пулей простреливают насмерть троих, поставленных друг за другом.

В аннотации к книге написано, что «издание связано с приближающимся столетием Великой русской революции». Так теперь называют бывшую Октябрьскую социалистическую революцию. Наверно, по образцу Великой французской революции в конце XVIII в. Хорошее предостережение современным революционерам сделал Петрушин своей новой книгой. Революция — это кровь и горе, далеко не лучший метод обновления жизни.

Eсть в книге Александра Антоновича события, относящиеся к Великой Отечественной войне. И здесь они причудливо связываются с событиями Гражданской войны, хотя между ними прошли десятилетия. Те, кто спрятал когда-то прибранное к рукам золото, хотели найти его. Не получилось. Где-то в чаще таежных лесов Урала и Западной Сибири лежит до сих пор золото, не принесшее людям счастья.

Из-за обилия событий и лиц книгу Петрушина невозможно пересказать. Eе надо читать не спеша, вживаясь в события, отношения между людьми. Сложная для чтения книга. В ней масса нового фактического материала, в корне меняющего представления об известных ранее событиях, происходивших на тюменском Севере без малого сто лет назад. Книга «Тайна сибирских орденов» — ценный и значительный вклад в изучение действительной истории Тюменской области.

А после чтения этой книги я целую неделю видел один и тот же сон с мелкими различиями: несколько человек под руководством автора книги искали клад, раскапывали фундамент какого-то здания в чистом поле. Из окрестных перелесков на нас регулярно нападали какие-то конные отряды. Когда они приближались к нам, Александр Антонович спокойно говорил: «Все в раскоп! Сейчас я возьму их «на пушку».

Он брал какую-то трубу с ручкой, становился за стену и стрелял вверх. Из трубы вырывался адский грохот. Конники поворачивали назад и скрывались в лесу.

Мы опять копали клад. К концу недели собрали полмешка битой фарфоровой посуды с золотыми вензелями какого-то неведомого правителя.

***

Монстр в каждом из нас

ДАРЬЯ РОВБУТ

Рик Янси. Цикл «Ученик монстролога». АСТ, 2014.

Эти четыре книги позиционируются как подростковое чтиво, да и сам Рик Янси за границей считается детским писателем. Однако, на мой взгляд, если не считать некоторой наивности в мотивах персонажей, ничего детского в истории об ученом-монстрологе и его юном ученике нет.

Во-первых, стиль изложения — характерный, скорее, для викторианских мистических романов: неспешный, изобилующий чрезвычайно подробными описаниями. всего. И если через объемные пейзажи наметанный глаз 13-15летнего читателя еще может легко перескочить, то вдумчивые размышления их книжного сверстника о природе бога, добре и зле, демонах внутри нас — наверняка покажутся скучноватыми. Нет, в конце XIX века люди и вправду рассуждали как-то так, но современные дети к философским размышлениям если и приходят, то куда позже, чем в 12 лет, в отличие от главного героя книги Уилла Генри.

Во-вторых — это все-таки хоррор; то есть роман ужасов. И педантичное описание происходящего касается в том числе кровавых сцен, сцен насилия и просто тошнотворных моментов. Да, во всех подробностях. Да, Рик Янси специально консультировался с медиками, чтобы не грешить против анатомии. Неокрепшей юношеской психике такое читать не следует, особенно на ночь. Может, подростки и съели собаку на голливудских фильмах ужасов, но собственное воображение подчас бывает красочней любой режиссерской работы.

Так что книга хоть и про юного паренька, но отнюдь не для детей. Зато взрослые любители страшилок могут насладиться ею в полной мере. В особенности те, кого привлекает викторианская эпоха с ее угрюмым мистицизмом, туманным Лондоном, Джеком-потрошителем, грязью улиц и романтизацией смерти. Всего этого в книгах Янси имеется вдосталь. Как и типичной для того времени гегелевской философии, заключающейся в противоборстве разума и чувств в человеке.

. Цикл «Ученик монстролога» очень самобытен — в шутку можно было бы сказать, что он нечто среднее между Кингом и сестрами Бронте. Но читать его определенно стоит — хотя бы разнообразия ради.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта