Не доверяй и проверяй
Психологам областного геронтологического центра нередко приходится работать с людьми преклонного возраста, которые стали жертвами социального мошенничества.
Им не так жалко потерянных денег, сколько обидно, что их настолько бессовестно одурачили.
По большому счету, мошенники могут явиться виновниками тяжкого преступления, считает главный врач госпиталя для ветеранов войн Альберт Юсупов. Потому что пожилые люди очень остро переживают обман, он может стать причиной болезни, от которой они долго оправляются. Eсли вообще оправляются…
Вчера в совместном пресс-центре информационных агентств «Интерфакс-Урал» и «Тюменская линия» состоялось заседание круглого стола на тему «Мошеннические действия в отношении пенсионеров». Участие в беседе приняли представители геронтологического центра, госпиталя для ветеранов войн, областного департамента здравоохранения, аптечного предприятия «Фармация» и полиции.
Заместитель начальника городского УМВД Дмитрий Eрошов рассказал, что в прошлом году было зарегистрировано более 460 преступлений, связанных с мошенничеством, совершенным в отношении пожилых людей. Злоумышленники выманивали деньги у стариков дистанционно. Например, представлялись по телефону специалистами какой-нибудь крупной организации по продаже чудодейственных биологически-активных добавок и предлагали в обмен на товар перевести деньги на их счет. Или назывались полицейскими, пугали бедой, что якобы приключилась с родственниками, и опять-таки просили денег, чтобы минимизировать последствия этой беды. Eще одна личина, под которой часто скрываются мошенники, — это медицинские и социальные работники. Так, совсем недавно некий мужчина выманил у пожилой женщины 12000 рублей. Позвонив ей по телефону, сказал, что он главврач лечебного учреждения, которое оказывает качественные медицинские услуги на дому за «символическую» годовую плату — за те самые 12000 рублей.
По словам Натальи Логиновой, заместителя директора областного департамента здравоохранения, настоящих врачей очень тревожит сложившаяся ситуация. Муниципальные медицинские учреждения ориентированы на адресную помощь маломобильным пациентам преклонного возраста, специалисты поликлиник часто посещают их на дому. И очень плохо, что мошенники идут в ногу с этой полезной тенденцией. Eдинственная защита от поползновений чужаков — это подозрительность. Иной раз человеку, которому пытаются заморочить голову неожиданным предложением, достаточно просто попросить время на раздумья и сказать, что он позвонит и перепроверит информацию у своего лечащего врача (социального работника, участкового уполномоченного…). Eсли настырные люди и после этого не исчезнут с горизонта, то звонить, и правда, надо.
— Мы знаем, что у наших подопечных бумажки с необходимыми телефонами всегда висят на видном месте, — сказала директор геронтологического центра Маргарита Бабушкина. — Другое дело, что им надо как можно чаще напоминать о том, чтобы они набирали их в любой ситуации, которая вызывает хотя бы малейшее подозрение.
Некто представился медицинским работником? Позвоните на горячую линию департамента здравоохранения по телефону 68-45-65. Настоящий врач только поддержит эту инициативу. Позвонил по телефону или пришел домой человек, назвавшийся социальным работником? Набирайте телефон геронтологического центра — 51-70-45. Должен быть всегда под рукой и номер дежурной части полиции — 79-30-23.
Что касается торговцев «невероятно полезными» вещами (лечебными приборами, БАДами, фильтрами для воды, посудой и подобным), то их надо просто-напросто сразу гнать за порог. Или класть трубку, если они навязываются по телефону. Качество лечебных приборов и БАДов могут гарантировать только в специализированных магазинах и в аптеках, сказала начальник отдела контроля качества «Фармации» Татьяна Худобородова. Да и фильтры с кастрюлями лучше покупать в магазине, предварительно взвесив все за и против.
— Советов для пожилых людей много, — резюмировала Наталья Логинова. — Но главный совет, все же, для их детей: звоните родителям и приходите к ним, интересуйтесь, чего они хотят, что их беспокоит… Вероятно, им просто не хватает общения, если совершенно чужой человек так легко находит у них отклик.