Представь, что ты— стул…
В офисе тюменской студии «Eралаш», где проходит кастинг, температура воздуха опускается до минус тридцати градусов, дует ветер, растут цветы, ходят медведи, бегают кони и ездят маршрутки.
… — Так, Андрей, а теперь ты — осенний листочек, которому надо пройтись по канату над пропастью, — Ольга Рослякова, линейный продюсер студии, придумывает очередное задание для шестилетнего мальчика.
Две минуты назад Андрей был семечко, которое Ольга посадила в горшок с землей, потом стал ростком и цветочком. Теперь ему предстоит перевоплотиться в листочек, который ветром срывает с каната. Детсадовцу непросто даются роли, но мальчик не оставляет попыток. Он с порога заявил, что обязательно хочет попасть в «Eралаш», а еще… в армию.
— О! За армию особое к тебе уважение, — восклицает Ольга.
А то, что все мальчишки и девчонки, а также их родители, которые к ней приходят, мечтают о «Eралаше», — для Ольги не новость. Для этого и существуют региональные студии детского юмористического киножурнала — воплотить мечту в жизнь. Профессиональные актеры и режиссеры местных театров преподают ребятам актерское мастерство, ставят сценическую речь, учат раскрепощенно двигаться и налаживать контакт со зрителем… Вот уже седьмой год тюменская студия проводит набор учеников от пяти до 25 лет. Обучение одной группы длится восемь месяцев, а начинается с кастинга. Сейчас он в самом разгаре.
В среднем, в день на прослушивание приходят человек сорок. Несмотря на то, что проект коммерческий, берут в него не всех, а только претендентов, у которых, кроме желания, есть определенные актерские способности. В противном случае наставники не смогут гарантировать подопечным успешного результата.
Eще одно ограничение связано с явными дефектами речи. Хотя Ольга вспоминает случай, когда мальчик, который сильно картавил, стал ходить к логопеду и добился-таки, чтобы его записали в студию.
… — Вы скороговорки знаете? — спрашивает Ольга у следующей претендентки, 15-летней Алины.
— От топота копыт пыль по полю летит, — отвечает девочка. — А теперь прокричите ее так, как будто вы заблудились в лесу и зовете на помощь.
Для восьмилетнего Матвея тоже было лесное задание: изобразить злого косолапого медведя, а затем — поездку в маршрутке, где ему случайно наступили на ногу. Подняв руку вверх, словно держится за поручень, Матвей тихо сказал «ой!» То ли на ногу наступили несильно, то ли мальчик постеснялся более открыто проявить свои эмоции по этому поводу.
Ольга Рослякова говорит: наставники очень много работают над тем, чтобы раскрепостить учеников. Многие приходят «закрытыми»: во время выступления перед жюри скрещивают ноги, руки или пальцы.
— Это распространенная реакция на стрессовую ситуацию, — объясняет продюсер студии.
Но профессионалы могут «вылечить» этот недуг. Глядишь, через месяц-другой начинающие актеры будут чувствовать себя перед камерой так же комфортно, как в пустой комнате перед зеркалом. За время обучения «ералашевцы» участвуют в четырех съемках: играют в массовке юмористических скетчей и исполняют главную роль в короткометражке, сценарий которой пишется индивидуально для каждого. А в конце каждого курса свершается событие практически голливудского масштаба, говорит Ольга. Скетчи с участием выпускников студии показывают в кинотеатре, куда юные артисты приглашают своих родственников и друзей. После показа всем торжественно вручают свидетельство с подписью самого Бориса Грачевского, бессменного руководителя детского киножурнала.
Транслируются скетчи и по региональному телевидению. Да, и всегда есть надежда, что вдруг позвонят из головного московского офиса «Eралаша» и спросят: «В веселых историях сняться не хотите ли?»
С прошлого года вероятность, что региональные «ералашевцы» могут попасть на федеральные каналы, стала больше. В 2016-м в детском лагере «Орленок» прошел первый большой фестиваль, в котором победили студийцы из Самары, Уфы и Волгограда: их пригласили в московский «Eралаш». Второй фестиваль состоится в марте, тоже в «Орленке». Шанс попытать удачу есть и у тюменцев.
Впрочем, им и дома неплохо: тюменских «ералашевцев» заносят в актерскую базу, к которой часто обращаются разные фирмы, если им нужны юные герои для рекламных роликов или короткометражек. Некоторые ребята идут дальше — за время обучения в студии твердо решают поступить в институт культуры, чтобы стать профессиональными актерами.
Хотя если кто-то из претендентов прямо на кастинге поймет, что лицедейство — это не его, тоже хорошо. Значит, не будет впустую тратить время, чтобы пробиться на сцену или на телевидение. Ведь это только со стороны кажется, что менять амплуа как перчатки — легко. Не тут-то было! Попробуй, например, изобрази родную сестру стула. Или прочитай стихотворение Eсенина, как будто стоишь на автобусной остановке в тридцатиградусный мороз, когда в офисе студии «Eралаш» тепло, а в большое окно светит яркое солнце.
***
фото: Матвей весело изображает злого медведя ;Ольга Рослякова ;Андрей — будущий цветочек.