«Предприимчивость— женская черта»
Понятие «женское предпринимательство» все активнее входит в деловой лексикон. Многие считают это закономерным, поскольку женщины в бизнесе зачастую ведут себя не так, как мужчины.
Они выбирают более изысканные ниши, ориентированные на заботу о семье и детях, что никоим образом не мешает им добиваться успеха в бизнесе. Так считает основатель российского бренда Mamanonstop, известная московская предпринимательница Eвгения Лазарева.
Eвгения посетила Тюмень для участия в одном из бизнес-форумов. И поделилась мыслями о том, что же представляет из себя женское предпринимательство и легко ли заниматься бизнесом, параллельно воспитывая детей. В свое время именно рождение сына способствовало ее решению запустить собственный проект по производству эксклюзивной одежды в едином стиле для всей семьи. Сейчас годовой оборот Mamanonstop составляет более 15 миллионов рублей в год.
— Что вы вкладываете в понятие «женское предпринимательство»?
— Делить предпринимателей на мужчин и женщин не принято, бизнес не имеет пола. Однако у женского предпринимательства все же есть своя изюминка. Прежде всего это связано с тем, что в бизнес пошли молодые мамы. Предпринимать — это очень женская черта. Родиться девочкой — уже своего рода испытание. Получить образование, найти работу, построить карьеру и при этом хорошо выглядеть, завести семью, стать хозяйкой очага, сделать мужа счастливым, окружить заботой детей — вот что важно для женщины. Хотя это далеко не все, что для нее связано с таким понятием, как «самореализация».
В чем отличие мужчин и женщин в бизнесе? Для мужчины это зачастую дело всей жизни. Порой мы слышим печальные истории, как какой-нибудь трейдер покончил с собой из-за неожиданного падения акций. У женщин все немножко по-другому. Их точки самореализации находятся ближе к семье, хотя, безусловно, из этого правила есть и исключения. И все же, если в бизнесе все горит синим пламенем, для женщины гораздо важнее то, что происходит в доме. Eсли что-то не так с моей семьей или ребенком, на работе я говорю «до свидания», выключаю свет и иду домой. Женщина никогда не наложит на себя руки из-за бизнеса. Для нее это реализация творческого начала, она занимается этим скорее ради процесса, нежели результата. Впрочем, это не означает, что результата нет, наоборот, он может оказаться просто шикарным.
— Eсть такие сегменты бизнеса, которые вы бы назвали чисто женскими?
— Женщины, и мамы в особенности, обычно выбирают те ниши, куда мужчины, как правило, не идут. И исходят они из потребностей самих женщин. Родился у меня ребенок, и я хочу, чтобы в моем городе появился сервис индустрии красоты для молодых мам, приложение по вызову врача на дом, образовательный проект определенного формата и так далее. Чаще именно женщины создают бизнес-проекты в сфере дошкольного образования, частные детсады, творческие студии, кулинарные мастерские, домашние театры, семейные кафе и так далее.
Это все, что связано с красотой и здоровьем, похуданием, диетами и так далее. Eще одна ниша — это всевозможные сообщества. Сидишь с ребенком, тебе скучно. Надо с кем-то организоваться. Так рождаются совместные забеги мам с детьми, тусовки любителей слингов и тому подобное. В общем, это чисто женские истории, со временем перерастающие в тот или иной бизнес. Согласитесь, сложно себе представить мужчину, который будет создавать сообщество флористов. Скорее, это будет какое-нибудь сообщество любителей триатлона. При том, что и среди мужчин есть прекрасные флористы.
Иными словами, источниками вдохновения для женщин в бизнесе чаще служат семья, дети, уход за собой, а также все то, в основе чего лежит забота об обществе, о пространстве вокруг себя. Даже если это будет завод, то по производству какого-нибудь натурального продукта. Почему? Да потому что у ребенка аллергия, ему нужны особые ингредиенты, и его мама решила сама заняться их производством.
— И что же, любая мама может на этой волне открыть свой завод?
— Зависит от человека. В предприниматели идут люди с активной жизненной позицией. Обычно бывает так: женщина успешно строит карьеру, встречает мужчину своей мечты, уходит в декретный отпуск и сидит дома. Но испытывая необычайный прилив творческой энергии, открывает в себе самые неожиданные творческие способности. Кто-то вдруг начинает шить шторы, увлекается декором, дизайном и так далее. И потом на свою прежнюю работу возвращаться уже не хочет. Во-первых, потому что там есть свой карьерный потолок, во-вторых, хочется свободы действий, которую можно получить в предпринимательстве.
— Сегодня многие мамы хотят не просто сидеть полтора года с ребенком, а использовать это время для саморазвития.
— И это нормально. Они ведь образованные люди, у которых есть интересы, потребности. А если они еще при этом по своей природе предприимчивые… К примеру, моя история совершенно типична. Я 12 лет проработала в банке, стала директором одного из департаментов. Но в какой-то момент поняла, что в профессии расти особо некуда. А затем появилась семья. И началась другая история, после которой возвращаться в банк уже не хотелось.
— Но в любом, даже небольшом, бизнесе нужны первоначальные вложения. Какие первые деньги инвестировали в свой проект вы?
— Начала я буквально с 20 тысяч рублей. Они принесли мне тысяч 35. Я порадовалась, что могу на своей идее заработать какие-то деньги. Но тогда это еще нельзя было назвать бизнесом. Тем более что после отпуска по уходу за ребенком я все-таки вышла на работу в банк. Не было никакого бизнес-плана. Просто покупала ткани, в том числе за зарплату, заказывала небольшие коллекции одежды. Потом завела страницу в одной из соцсетей, которая стала первым эффективным каналом продаж — через него продавалось до половины всей продукции. Постепенно обзавелась сайтом, логотипом. С чем-то помогали друзья. В общем, вложения происходили постепенно и небольшими суммами, которые удавалось заработать.
А вот когда оборот достиг примерно 300 тысяч рублей в месяц, я уже стала по-другому к этому относиться. Поняла, что надо заняться планированием. Ну и появились какие-то практические знания. Я подала заявку на конкурс «Бизнес-успех». Выиграла его, после чего о проекте написал «Форбс». И вот с этого момента жизнь изменилась окончательно. Я ушла из банка и открыла магазин. Одним словом, никаких одномоментных многомиллионных инвестиций не было.
Однако затем мы поняли, что перешагнуть через условную цифру в 500 тысяч оборота не можем, потому что нас мало, ресурсов не хватает, хотя заказов много, и хочется, чтобы их было еще больше. Тогда мы подали заявку в венчурный фонд и менее чем через месяц получили одобрение на привлечение пяти миллионов рублей инвестиций в наш проект. Только после этого сформировалась полноценная команда, мы открыли собственный цех, появилось больше возможностей для закупки материалов и изготовления запасов продукции. Кроме того, смогли разработать новые предложения.
— То есть вы настаиваете, что реализовать бизнес-идею практически без денег все-таки можно.
— В моем представлении деньги в бизнесе появляются в тот момент, когда ты осознаешь, что ты с ними можешь сделать. Поэтому всем, кто рассуждает в духе: «денег нет, поэтому я даже не буду пытаться», — советую все равно что-то пробовать сделать. Я ведь изначально тоже не представляла, что все получится и во что выльется моя идея. Будучи директором одного из департаментов в банке, не гнушалась выступать в роли обычного продавца. И мне это нравилось гораздо больше. К тому же не стоит недооценивать такой ресурс, как семья и друзья.
— Возможно, просто идея оказалась достаточно хороша и востребована.
— Ну да, но ведь никогда не знаешь наперед, что «выстрелит». Надо тестировать. Например, вывести свой проект на краудфандинг и посмотреть: нравится он людям или нет, готовы ли они вложиться в него? Можно использовать соцсети, другие инструменты. Одним словом, сегодня для реализации своих идей есть масса возможностей.
***
фото: Евгения Лазарева.