X

  • 17 Сентябрь
  • 2024 года
  • № 100
  • 5599

Жив тюменский спидвей!

В декабре прошлого года на базе ДЮСШ «Старт XXI век» после 9-летнего перерыва состоялись соревнования по ледовому спидвею. Как оказалось, благодаря энтузиастам спидвей здравствует и развивается в Антипино.

Брат за брата, и сыновья за отца

В просторном боксе — немало железных коней для разных дисциплин мотоспорта. Нас больше волнуют массивные машины, корпус которых заботливо защищен металлом, с трехсантиметровыми шипами на каждом из колес.

У руля тюменского спидвея — два брата Утусикова. Как они друг друга называют, «самый титулованный директор спортивной школы» Тюменской области Андрей и «самый титулованный тренер региона» Алексей.

. Незадолго до тренировки Андрей начинает рассказывать о положении дел в тюменском ледовом спидвее. Неподалеку от нас в ряд выстроилась талантливая молодежь. Мальчики и девочки ловят каждое слово мотогонщика.

Оказалось, что еще лет тридцать назад в Тюмени регулярно проводился чемпионат области, который собирал большое количество зрителей.

— Конечно, та эпоха ушла, — размышляет Андрей Утусиков. — Тогда нас учили всегда быть готовыми к отражению военной угрозы. Было важно, чтобы молодежь активно занималась прикладными и техническими видами спорта. В советское время в Тюмени насчитывалось почти два десятка спортивных технических клубов.

Но за считанные годы очень многое утратили. Не дал умереть спидвею Алексей Утусиков, который не на шутку увлекся этой дисциплиной.

Галя Безбородова

— Меня, еще маленького, родители водили на соревнования, — вспоминает он. — Мне это было по душе. Нравились атмосфера, запах сгоревшего метанола и касторового масла. Все выглядело так ярко и красочно: мотоциклы, экипировка, сама гонка. В 90-х этого вида спорта у нас не стало. Я пробовал себя на просмотре в Шадринске (в этом городе Курганской области спидвей очень популярен — К.Л.), но кому нужен чужой человек в клубе? Потом, когда мне исполнилось 17, нашел очень старый мотоцикл, который лет 20 уже не заводили. Сперва ездил даже не по льду, а по утоптанному снегу. Затем начал приобретать более современные мотоциклы, участвовать в соревнованиях, общаться с гонщиками из других городов. В итоге маленькими шагами пришел к тому, что сейчас имею. Хотя у меня не было ни наставников, ни возможности тренироваться в нормальных условиях.

Сейчас Алексей Утусиков — действующий чемпион России в командных соревнованиях. Свою золотую награду выиграл в составе сборной города Каменска-Уральского.

Галя Безбородова

— У нас не было хорошего, нормального трека, — вторит брату Андрей. — Находили места на озерах, куда можно проехать, где быстрее замерзает лед. Чистили там площадку под тренировки… Нам говорили: мол, занимаетесь какой-то ерундой. Было очень непросто. Имели возможность тренироваться только в выходные. Рыбаки на этих озерах не понимали, что мы делаем. Приезжали с лопатами, расчищали трассу — и вперед. Результат не заставил себя долго ждать. В 2007 году провели на «Локомотиве» чемпионат области, который Алексей с успехом выиграл. Занимали четвертое место в командном чемпионате России. В 2013 году приобрели дорогостоящую технику, в чем нам помогли областные и городские власти. Купили четыре агрегата, цена каждого — 690 тысяч рублей. Появилась талантливая молодежь, сейчас у нас занимаются 75 человек.

. Прогрессу спидвея способствовало и создание стадиона в Антипино, который появился здесь в ноябре минувшего года. Он соответствует всем стандартам. Толщина льда — 20 см, длина трассы — 300 м. Eдинственное, чего не хватает, — трибун, что, собственно, и собирается исправить семейная команда. Почему семейная? Потому что любовь к мотоциклам привил братьям Утусиковым их отец, Виктор Николаевич, в свое время активно занимавшийся мотоспортом.

. После беседы мы остались понаблюдать за тренировкой. Первое впечатление: нелегкая это работа — управляться с таким мотоциклом. Выгнать его из гаража на свежий воздух одному можно, но трудно. Заводили «с толкача», что одному сделать уж точно нереально. В бак заливали какую-то прозрачную жидкость. Оказалось, работают такие машины не на бензине, а на метаноле из-за его дешевизны. К тому же, метиловый спирт сильнее нагревает двигатель (соответственно, лучше работает и дает больше мощи). От этого вида топлива не такой вредный выхлоп, как от бензина.

Мотоциклы для спидвея производит один-единственный завод — «Ява» в Чехии, который свое первое творение выпустил еще до Второй мировой войны.

Галя Безбородова

Не женское это дело?

В школе «Старт XXI век» занимаются и девочки. Саша Невежи-на увлекается летними видами спорта. Но и ледовый спидвей ей оказался по нраву.

— Я начинающий гонщик, и мне это безумно нравится, — говорит Александра. — Это выглядит очень захватывающе. Ледовый мотоцикл не похож ни на какой другой, он тяжелый, неповоротливый. Интересно учиться им управлять. Помню, когда села на него в первый раз. Сначала разогналась, а потом вспомнила, что нет тормозов, а я не знаю, как заходить в поворот! Было страшно останавливаться, а еще страшнее — ехать. Зато сколько адреналина! Хочется заниматься спидвеем еще и еще. Хотя в этом виде спорта у меня нет перспектив — официальные соревнования проводятся только у мужчин.

Сейчас Саша учится тренерскому ремеслу в институте физкультуры ТюмГУ. Возможно, именно она в недалеком будущем воспитает новых тюменских чемпионов. Здесь, в Антипино, на новом стадионе.

***
фото: На трассе (справа — Андрей Утусиков) ;Виктор Николаевич Утусиков у старого мотоцикла ;Шипастое, как дикобраз ;Александра Невежина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта