X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Выборы— 1926

Окончание. Начало в N 1.

Грозой криминального мира Тюмени стал агент 1-го разряда Тюменского уголовного розыска Михаил Калинин, избранный депутатом горсовета. Газета «Трудовой набат» в рубрике «Происшествия» сообщила:

«На днях Тюмугрозыском задержан известный по Уралу и Сибири бандит Иван Семенович Пыжьянов, носивший в преступном мире громкие прозвища «Ванька Eкатеринбургский» и «Звезда Урала». Задержанный является правой рукой известного в СССР бандита, Мишки Культяпова, или «Короля Урала и Сибири», недавно расстрелянного по приговору Московского суда. Пыжьянов разыскивался в течение трех лет Центророзыском и многочисленными судебно-следственными органами городов РСФСР за целый ряд вооруженных ограблений и убийств. В Тюменском округе им совершены в 1922-1925 годах убийство тугулымского предрайисполкома, вооруженные нападения на крестьян по Тарманской дороге, ограбления кооператива в селе Яр и двух магазинов «Универсаль» в Тюмени. По его делу в нашем городе задержаны до 20 соучастников, пособников и укрывателей».

За ликвидацию банды «Ваньки Eкатеринбургского» горсовет наградил Калинина «отрезом на костюм и хромовыми штиблетами фабрики «Скороход».

В оперативных документах военной поры также упомянут «очкарик» — так тюменские уголовники называли меж собой Калинина: «. В ноябре 1944 года оперуполномоченный отдела контрразведки «Смерш» 19-го гвардейского Сибирского добровольческого стрелкового корпуса майор Калинин с оперативно-розыскной группой из четырех человек установил, задержал и разоблачил в окрестностях Риги оставленных в тылу Красной армии 12 немецких агентов-террористов, у которых были изъяты радиостанция, оружие и взрывчатка».

Доходы и расходы

Предоставленное новой Конституцией право самостоятельно распоряжаться собственными налоговыми и штрафными средствами горсовет использовал для формирования городского бюджета из местных источников. Раньше доходную часть территорий составляло национализированное «наследство старого мира» и реквизированное имущество и ценности состоятельных горожан, которое распределялось по ордерам. При этом губернское и окружное (с 1924 г.) начальство нередко руководствовалось корыстными мотивами или личными симпатиями. Тогда эти проявления квалифицировались как «преступления по должности» и расследовались местным отделом ГПУ.

В Тюмени в 1926 году значилось 437 коммунальных зданий, из которых эксплуатировалось по ордерам 222 дома, где проживало 1465 человек. В горсовет окрисполком вместе с полномочиями передал до 1000 заявлений на предоставление жилплощади. Из-за ее фактического отсутствия муниципалитет эти прошения аннулировал. Горсоветом были установлены новые реальные тарифы за сдаваемые в аренду частным лицам и организациям торговопромышленные помещения. Упорядочена квартирная плата. Возросла выдача разрешений на частную застройку окраин города. На Базарной площади с привлечением средств членов общества рыночных торговцев построены торговые ряды. Eжегодная прибыль от них составила до 12000 рублей.

Главным инвестиционным проектом стала «достройка моста через Туру», который простоял до 8 июля 1982 года. Выделили средства на развитие школьного образования, содержание детских домов, библиотек и лечебных заведений. При этом отменили ранее взимаемую плату за посещение школ и пользование библиотеками.

Тогда в Тюмени насчитывалось 14 школ 1-й ступени (начальные), 4 «семилетки» и школа 2-й ступени (средняя). При них — 132 «шкраба» (школьных работника). В пяти детских домах, приемнике-распределителе безнадзорных детей и детском саду работали 27 воспитателей. На государственном социальном обеспечении находились 40 инвалидов Первой мировой и Гражданской войн и 345 сирот. На их содержание ежемесячно тратилось 585 рублей.

Обследование депутатами горсовета детских домов выявило неприглядную картину. В «отчете» отмечено: «. Детдом имени Усиевича. Полная бесхозяйственность. Помещение содержится в грязи до невозможности. Клопов уйма: на стенах сидят кучками, не говоря уже о детских кроватях. Никаких мер к их уничтожению не принимается. Детсад (ОКРОНО) ул. Республики, 12. Бесхозяйственность царствует вовсю. Помещение содержится в грязном виде. Паутина во всех углах. У заведующей живут какие-то приемыши — сын и дочь. У прислуги — сестра-монашка. В общем, детсад представляет из себя ночлежный и старческий дом. Детдом Красной армии. В помещении грязно. Мусор на полу сметен в кучи и оставлен. В углах набросаны окурки и наплевано. В одну маленькую комнату помещено от 6 до 8 детей. Кухня развалена. Обед готовят в походной кухне во дворе…»

С потоком больных едва справлялись «пять больничных заведений на 285 коек: 3 амбулатории, детская консультация с кабинетом осмотра беременных, венерологический и туберкулезный диспансеры при 30 врачах, 18 фельдшерах и 8 акушерках. За пять месяцев лечебная помощь оказана 1597 человекам.» Но и при ограниченных ресурсах впервые за десять прошедших лет проведен ремонт окружной больницы.

К сожалению, относительная независимость горсовета от партийного диктата сохранялась недолго. Для провозглашенной в декабре 1925 года на XIV съезде ВКП(б) ускоренной индустриализации страны потребовались большие средства. Ценности, доставшиеся большевикам от царского режима и ограблений православных храмов, потрачены на организацию мировой революции. В городах взять уже нечего. Поэтому главным экспортным товаром стало зерно. Но крестьянство перестало поставлять свой хлеб по низким ценам, предлагаемым правительством, ожидая лучших условий. Тогда большевистское руководство решило отнять хлеб силой: «. У нас нет времени убеждать частный капитал. Нам нужно получить все ресурсы и бросить их на развитие страны».

Зерно начали отбирать у тех, у кого оно было, то есть у справных крестьян. Их назвали «кулаками» и, по существу, объявили вне закона. Потом взялись за «середняков». Для начала их обложили непомерными налогами, запретили снимать деньги со своих вкладов в сберегательных кассах, а потом забрали все имущество и «ликвидировали как класс».

Принятая 5 декабря 1936 года новая Конституция (ее назвали «сталинской»), декларировавшая всеобщие свободные выборы в органы власти, совпала с началом репрессий против части общества. Конституция и выборы — с одной стороны, террор — с другой преследовали одну и ту же цель — резко изменить социальную структуру в стране: без «враждебных элементов» и представителей старого мира. Нетрудно догадаться, как были использованы опубликованные в 1926 году в газете «Трудовой набат» списки тюменских «лишенцев».

***
фото: В этом здании бывшего коммерческого училища, построенного на средства тюменских купцов — просветителей Колокольниковых в начале XX века, размещались в 1926 году Тюменские окружком ВКП(б), окрисполком и горсовет (ул. Луначарского (б. Никольская), 2).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта