Cибирская эпопея детского доктора Карнацевича
К 120-летию со дня рождения «Человек может быть плохим художником или плохим писателем, актером, но он не имеет права быть плохим врачом, ибо врачу доверяют жизнь и здоровье больного».
М.П. Кончаловский
Если бы существовала возможность собрать вместе всех детей (давно ставших взрослыми), которых вылечил знаменитый тюменский врач Станислав Карнацевич, то их не смог бы вместить самый большой зал города. Более чем за пятьдесят лет он вернул здоровье тысячам малышей.
Вряд ли в одной статье можно рассказать все или почти все об этом удивительном человеке, отдать дань уважения неутомимому подвижнику. И все же попробую…
В далеком 1891 году, 16 апреля, у поляков Иосифа Карнацевича (сосланного в Сибирь «за нахождение в шайке мятежников» — так записано в Статейном списке), и Ядвиги Рыбинской родился первенец, сын Станислав.
Когда мальчику исполнилось восемь лет, он поступил в тюменское Александровское реальное училище, считавшееся тогда лучшим в Сибири средним учебным заведением, и с блеском закончил его в 1908 году.
В Государственном архиве Тюменской области хранится свидетельство об окончании Станиславом Карнацевичем семи классов реального училища. В списке из тринадцати предметов оценка «отлично» получена по десяти…
А затем Станислав поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Проучившись два года, никакого влечения к инженерному делу он так и не почувствовал. «Меня привлекали анатомия, ботаника. Я стал мечтать попасть на медицинский факультет университета. В институт ходить перестал. Бродил по Петербургу…» — напишет Станислав Иосифович в своих воспоминаниях.
Возможно, любовь к медицине пришла от родителей. Ведь отец 29 лет верой и правдой прослужил фельдшером на кожевенном заводе Колмогоровых, оказывая медицинскую помощь всем нуждающимся. Как писал А.Н. Моношкин, внук С.И. Карнацевича, Иосиф Васильевич «был настоящим энциклопедистом практической медицины, от терапии до стоматологии, продолжая практиковать до последних дней жизни, а мать, Ядвига Иосифовна, работая в одной из тюменских аптек, была единственным дипломированным (на 1909 год) фармацевтом в городе».
В семье Карнацевичей воспитывалось уважение к знаниям, профессиональному мастерству. Именно родители научили Станислава понимать и любить людей — непременное качество истинного врача. Природная доброта, горячее желание помогать людям привели его в 1911 году на медицинский факультет Казанского университета.
Свою первую практику Карнацевич начал в самый разгар Первой мировой войны. Шел 1915 год, в военных госпиталях не хватало врачей, Царское правительство издало указ о мобилизации в армию студентов медицинских факультетов. Двухлетняя работа дала молодому врачу очень много.
13 ноября 1917 года, согласно приказу о возвращении всех медиков, не закончивших свое образование, Карнацевич-младший был командирован из полка в Казань для окончания учебы.
Началась гражданская война. Станислав снова в армии. Врачординатор, старший и главный врач в войсковых частях, он специализировался в основном на лечении тифозных больных. В апреле 1920 года сам тяжело перенес сыпной тиф, а потом попросился на должность врача 8-го инженерного батальона в город Тюмень, и его просьбу удовлетворили…
Здесь он меняет специализацию, окончательно решив стать детским врачом. Находясь на военной службе, работал по совместительству в детских учреждениях Тюменского губздрава и занимался преподавательской деятельностью в институте народного образования. В сентябре 1921 года в городе открылась фельдшерская школа (Тюменский медицинский техникум), где Станислав Иосифович читал будущим врачам лекции по болезням новорожденных и детским болезням, а также вел практические занятия по уходу за грудными детьми. В напутствии будущим медикам он говорил: «Чтобы не стать простым ремесленником, врач должен постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания, всю жизнь учиться».
В 1922-м после демобилизации из армии Карнацевич назначен старшим врачом Тюменской детской больницы и в том же году впервые командирован в Ленинград на курсы усовершенствования врачей по циклу педиатрии. Он работал врачом в Доме грудного ребенка, ординатором в детской консультации, одновременно вел большую лекционную работу в Доме санитарного просвещения, давал много практических советов в рубрике «Уголок здоровья» в газетах «Трудовой набат» и «Красное знамя». Его статьи стали появляться в центральных научных журналах. В 1926 году по инициативе Станислава Иосифовича при врачебной секции «Союз медсантруд» создан научно-методический кружок, впоследствии получивший название «Научное общество врачей города Тюмени». В 1933 году под его же руководством появилось «Общество детских врачей».
Много читая сам, Карнацевич настойчиво внедрял новые методы лечения в свою практику, в работу детских консультаций и учреждений. Невозможно оценить громадный вклад, который был сделан в развитие городской педиатрии благодаря его неутомимой деятельности. Побывав в детской клинике города Свердловска, он увидел, как использовалась живительная сила простого свежего воздуха и солнечного света: больные ребятишки в теплых специальных мешках или одеяльцах выносились на время сна на застекленную веранду. Он стал добиваться внедрения положительного опыта в Тюмени. «Ванночки Креде», особые кроватки, сделанные из цинка, меди или оцинкованного железа, с двойными стенками, между которыми протекала горячая вода при температуре 70 градусов, — для недоношенных детей; кварцевое облучение новорожденных детей в родильных отделениях; приобретение передвижного соллюкса; введение жидкой вакцины БЦЖ — можно продолжать и продолжать список тех новаций, что настойчиво внедрял Станислав Иосифович. Несколько лет он буквально боролся за организацию стационарной помощи детям. В февраля 1935 года при Тюменской городской больнице открыли детское отделение, вначале всего на 15 кроватей, но это уже было победой! Число малышей, прошедших здесь лечение, росло с каждым годом.
Для лучшей организации работы этого отделения Карнацевич добился введения в штат второго врача-педиатра и диетсестры, наблюдавшей за приготовлением на кухне горбольницы молочных смесей и блюд. До того их носили через весь город.
… 1941 год. C первых дней войны Станислав Карнацевич направлен на фронт — ординатором передвижного полевого госпиталя N 464. А с 1942-го и до конца войны он был начальником инфекционного госпиталя N 2265.
В Государственном архиве Тюменской области хранятся копии фронтовых писем С.И. Карнацевича семье.
«Дорогой мой милый Манюк! — писал он жене. — Вот уже пятый день на новом месте. В этом здании был до нас немецкий госпиталь, и здание при отступлении приведено в полный беспорядок. Разрушено отопление, освещение, повыбиты окна. Нам пришлось наставить железных печей, сделанных из бочек, а трубы к ним сделать из водосточных труб. Света нет, сидим при коптилках. Работы по горло. Ночью работаю по перевязкам, днем — терапевтом. Страшно устаю от работы по 24 часа в сутки. Спать приходится урывками 2-3 часа. Твой Станислав».
Из письма дочери: «Дорогая Вера! Сегодня получил от тебя открытку от 4.01.1942… Работаем день и ночь в тяжелых условиях, без света, с дымящими железными печами. Я опять веду терапевтических больных совершенно один и консультирую хирургом… Страшно устаю. Спать приходится очень мало, часто не раздеваясь».
«Дорогой мой милый Манюк! По-моему выбор Майи быть работницей в мотоциклетном заводе неплохой. Надо всем по мере своих сил включиться в помощь, чтобы поскорее уничтожить гитлеризм. На этих днях ободряюще действуют известия о договорах СССР с Великобританией и США и открытии второго фронта, дабы поскорее закончить войну. Я прямо не представляю, какое это будет великое счастье после победы над гитлеризмом возвратиться к вам, мои дорогие…»
Победа застала Станислава Иосифовича в Польше. 24 сентября 1945 года был подписан приказ о его демобилизации, и 9 октября он вернулся в Тюмень.
За мужество, самоотверженную борьбу с фашизмом Станислав Иосифович был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».
Вернулось мирное время… С.И. Карнацевич работал консультантом всех детских учреждений города, а в 1948 году стал заведовать отделением детской соматической больницы N 1.
Известность замечательного врача перешагнула пределы Тюменской области. Ему писали многие родители, обеспокоенные судьбой своих детей, спрашивали совета, просили о помощи. За каждым таким письмом, как правило, оказывался «трудный» больной, тяжелое, не поддающееся лечению, заболевание… «Доктор, скажите: мой ребенок будет жить?» — в этих письмах звучал и такой вопрос, исполненный боли, страха и надежды…
Но не только о помощи взывали письма. «… Если бы Вы знали, как дорога мне моя единственная дочь. Спасибо Вам, дорогой доктор, за ее спасение!» — это написала Каранцевичу А. Козлова из города Свердловска. И таких посланий были сотни.
В 1952 году за заслуги в области народного здравоохранения С.И. Карнацевич был награжден орденом Ленина. А через пять лет ему присвоили высокое звание «заслуженный врач РСФСР».
Станислав Иосифович не оставил педагогическую деятельность и продолжал вести научную работу. Его статьи постоянно появлялись в журнале «Педиатрия». Он постоянно следил за достижениями науки, внедрял их в свою практику, щедро делился с коллегами.
Среди материалов Государственного архива Тюменской области есть письмо от сотрудницы научного педиатрического центра США Жанны Шульц, просившей провинциального доктора Карнацевича выслать ей на английском языке оттиск его статьи «Острый миэлобластический лейкоз у ребенка трех месяцев». Поиск путей лечения этого редкого заболевания занимал специалистов не только нашей страны.
Многие годы Станислав Иосифович избирался депутатом Тюменского городского совета. Он был настоящим патриотом своего города. Часто его статьи появлялись на страницах областной газеты «Тюменская правда».
Используя трибуну депутата, он говорил, например, о необходимости решения транспортных проблем Тюмени. И если недостаток автобусов восполнить в ту пору было достаточно сложно, то оборудовать остановки для людей, считал Карнацевич, вполне по силам городским властям. Почему люди должны стоять под дождем или снегом?.. Культура города подчас складывается из обычных мелочей. Иногда депутат Карнацевич выступал и с предложениями, которые сегодня, возможно, вызовут улыбку или удивление у наших современников, неужели это было, или неужели было иначе? Например, почему бы в разных местах города не установить специальные столики для чистки обуви? Опусти монету в ящик, достань щетку, крем и сам поднови свои туфли… Или о парикмахерских без мастеров. В специально оборудованном помещении имеются 15-20 электробритв и соответствующее количество кресел. Любой пришедший сюда горожанин мог бы за небольшую плату получить бритву, сесть и побриться…
И названия детских садов тоже, оказывается, волновали неутомимого и неравнодушного к происходящему вокруг доктора Карнацевича! Почему бы, кроме безликого порядкового номера, не дать детсаду звонкое, памятное для малыша, имя — например «Звездочка», «Мячик», «Куколка»?
Ему до всего было дело! Станислав Иосифович хлопотал об установлении мемориальных досок выпускникам Александровского реального училища — известному писателю М.М. Пришвину и революционеру Л.Б. Красину на здании сельхозинститута. Предлагал заменить гипсовые фигуры в городском саду памятниками нашим знаменитым землякам — Д.И. Менделееву, П.П. Ершову, А.А. Алябьеву. Был одним из зачинателей Тюменского музея здравоохранения.
15 апреля 1966 года тюменские власти приняли решение: «отмечая безупречную и многолетнюю трудовую деятельность в области медицинского обслуживания населения, активную общественно-массовую работу, в день 75-летия со дня рождения и 50-летия трудовой деятельности присвоить звание «Почетный гражданин города Тюмени» Карнацевичу Станиславу Иосифовичу — заслуженному врачу РСФСР, педиатру детской соматической больницы города Тюмени».
А в день 80-летия Станислава Иосифовича его коллеги писали: «Мы, детские врачи, преисполнены глубокого уважения к своему учителю, патриарху медицины в Тюмени. Вы служите для нас ярким примером как коммунист, как врач, как общественник».
… Умер С.И. Карнацевич в 1977 году.
Вся его жизнь — история развития тюменской педиатрии. Будем помнить этого выдающегося человека, подвижника, врача от Бога.
***
фото: Станислав Карнацевич среди коллег;Мемориальная доска на доме N 58 по улице Республики