Три месяца с реалистами
Около года назад Павел Головин, директор музейного комплекса имени Словцова, говорил о том, что провинциальные музеи должны больше работать сообща. Хотя бы для того, чтобы мы, горожане, получили возможность увидеть тематические выставки в более полном объеме.
И планы воплощаются в жизнь. Выставку «Великие реалисты», что работает сейчас в музее изобразительных искусств, собирали в трех городах — Тюмени, Екатеринбурге и Нижнем Тагиле.
Проект получился масштабным, межрегиональным, занявшим несколько залов. Айвазовский, Мясоедов, Кустодиев, Шишкин, Репин… И все это можно увидеть, не выезжая в Москву или Санкт-Петербург.
Оксана Костко, куратор выставки и заведующая отделом классического искусства музея, рассказала, что художников-передвижников, работам которых посвящена новая выставка, принято делить на два условных лагеря. Один искусствоведы называют… «бабушкиным сундуком». В «сундуке» оказались художники Николай Маковский и Алексей Корзухин, которые стремились говорить историческую правду и охотно писали старые интерьеры, а еще наряжали современных им натурщиц в старинные одежды. Как результат, сегодня с картины Корзухина на нас смотрит румяная боярышня, а полотно Маковского «Грановитая палата» (это памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы — О.Ч.) можно рассматривать чуть ли не часами. Кружить по залу и время от времени возвращаться к картине, чтобы еще раз взглянуть на богатые старинные интерьеры…
Другой лагерь художников-передвижников, по словам Оксаны Костко, считал, что «подлинную историю мы можем пережить не тогда, когда будем этнографически к этому подходить, а в сопереживании».
— Картины Василия Сурикова построены именно по этому принципу, — рассказала Оксана на открытии выставки. — Музей располагает лишь одной его работой — этюдом к картине «Утро стрелецкой казни».
Только взглянув на нее, становится понятно, что художники того времени рисовали народ не как толпу, но искали типажи и лица. Хотя персонажей на полотне — множество, школьное сочинение по нему написать было бы нетрудно: выражение каждого лица — «говорящее». Немного знания истории того периода, и смело можно придумывать сюжет для любого персонажа!
Или вот другое полотно — дипломная работа живописца Григория Мясоедова «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе». Кстати, оно — редкий гость на выставках. Мясоедов, как и Суриков, обращается к историческому прошлому, но искусствовед Костко считает, что картина интересна еще и тем, что если бы мы не знали исторического сюжета, то легко приняли бы ее за жанровое произведение совершенно в стилистике передвижников. Отрепьев лихо удирает из темного кабака (корчмы) в окно.
Есть еще ученическая работа Мясоедова «Урок пряжи» создана в традициях немецких живописцев. Художник показывает красоту русских женщин: в преклонном возрасте они прекрасны своей мудростью, как на работах Рембрандта, в юном — свежестью и чистотой.
Однако изюминкой экспозиции Оксана Костко назвала произведения Ильи Репина. Вот его-то мы знаем еще со школьной скамьи. Скажет кто-нибудь фразу «бурлаки на Волге», и в памяти сразу всплывают изможденные лица мужиков, тянущих лямку.
Но на тюменской выставке «Великие реалисты» Репин представлен в качестве портретиста. Портрет художника Исаака Бродского он написал левой рукой: правая болела и усыхала от перенапряжения. В то же время Репин задумывал написать портрет Николая Гоголя, сжигающего второй том «Мертвых душ», а потому пригласил Бродского в качестве натурщика.
Еще с одного портрета, написанного Репиным, смотрит Мара Олив — муза многих художников. Ее — мецената, художника, артистическую натуру — мы видели еще «в исполнении» Валентина Серова. Репин же писал Олив на одном из тематических вечеров, куда передвижников часто приглашали. Она изображена непринужденной: в разгар костюмированного вечера присела отдохнуть, на ней — восточный наряд, на голове — феска.
— Художник не рисовал фигуру женщины, он ее быстро «слепил», потому что времени на создание картины у него почти не было, — объяснила Оксана Костко.
Кроме того, в «репинской серии» представлены этюды к знаменитой работе «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
… Можно смотреть на портреты, стараясь прочесть по глазам человеческие мысли. Можно пересчитывать травинки бора, написанного Иваном Шишкиным. Или любоваться тем, как Иван Айвазовский передает на полотне «Ялта» состояние моря… Экспозиция будет работать еще три месяца.
К сожалению, в нашем музее нет постоянной экспозиции русского искусства, хотя фонды хранят полотна русских мастеров. Так что надо успевать.
***
фото: Оксана Костко рассказывает о картинах посетителям экспозиции – краеведам Александру Петрушину и Александру Иваненко;Зрители на открытии выставки