Добро пожаловать на водокачку!
О том, что на первой тюменской водокачке, построенной еще в 1864 году, сохранилась часть оборудования, нам рассказал Иван Камельских, начальник отдела по связям с общественностью «Тюмень Водоканала».
— Я видел там прекрасно сохранившийся вентель, — горячо рассказывал он. — Только к нему не подобраться, не покрутить. Водокачка разрушена, а лестница засыпана мусором.
НА ПОДСТУПАХ К ИСТОРИИ
Наверное, разыскать старинную водокачку самостоятельно у нас бы не получилось: развернувшаяся на набережной стройка серьезно изменила береговой ландшафт. Заблудиться, лавируя между разливами весенней жирной грязи и техникой, — можно запросто. Но Иван подробно описал маршрут: где машину оставить, где найти в заборе проход, как спуститься к реке. Помогли и сами строители набережной.
— Езжайте прямо, там будет деревянный жилой домик, а за ним — белые развалины, — махали они руками в нужном направлении. — Не пропустите.
Вот так, протиснувшись в узкий переулок, мимо домика с полустертой надписью на стене «Водокачка Тюмень — 6», мы оказались у развалин когда-то очень важного в городе объекта.
Два небольших строения с выбитыми окнами и обрушившимися потолками, и правда, завалены всевозможным мусором. А еще расписаны неумелыми граффити. Несмотря на то, что выглянуло и начало припекать солнце, представшая глазам картина на редкость мрачновата. Даже кривая надпись на стене водокачки «Welcome to Silent Hill» выглядит уместной. (Silent Hill — город-призрак из одноименной японской компьютерной игры-ужастика).
Однако идем внутрь. Водокачка превратилась в место молодежных тусовок и, простите, общественный туалет. О том, что она функционировала по назначению, говорят лишь сохранившиеся металлические лестницы да пара найденных Иваном Камельских вентелей, к которым, действительно, невозможно спуститься.
А ВОТ ТОГДА…
Но это все сегодня. А в далеком прошлом 1864 год был ознаменован открытием водопровода за Уралом, в Сибири. Тюмень, городок в глубине России, стал одним из первых, где благодаря энтузиазму жителей появился водопровод. Впереди Тюмени в этом вопросе оказались лишь более крупные города — Москва, Санкт-Петербург, Одесса и Нижний Новгород. (Правда, петербургский водопровод состоял из трех автономно функционирующих локальных систем, так что единым его назвать было нельзя).
Что же касается Тюмени, то история с водопроводом началась в 1861 году, когда городским главой был избран купец 1-й гильдии Иван Алексеевич Подаруев. Вероятно, о снабжении домов и предприятий водой он думал давно, потому что, едва вступив в должность, сразу предложил добровольную подписку «сочувствующим этому полезному предприятию» . То есть, объявил сбор средств на строительство водопровода.
Надо сказать, что население, считавшееся зажиточным, откликнулось на призыв быстро: кто-то смог дать тысячу рублей, а кто-то — пять. Предварительные подсчеты показывали, что всего потребуется 25 тысяч рублей. Однако их оказалось недостаточно, и Подаруев был вынужден добавить своих более 16 тысяч рублей.
Еще не дождавшись сбора всех средств, он заключил договор с британскими специалистами на устройство паровой машины высокого давления мощностью восемь лошадиных сил, двух насосов и другого технологического оборудования.
В 1863-м на улицах города началась прокладка трубопровода, а 1 июля 1864 года водопровод был открыт. Заработали паровая машина и насосы. Событие было очень важным. Открывал водопровод сын Подаруева Прокопий (кстати, тоже известный в нашем городе купец). Подаруев-старший был тогда в отъезде, а сын имел право его заменить. Тем более что все три года, пока собирались средства и строился водопровод, он был первым помощником в большом начинании отца.
Тогда в Тюмени проживало около 14 тысяч человек, и построенного водопровода вполне хватало. Водокачка проработала до начала XX века.
А город все разрастался: стали застраиваться территории, прилегающие к железнодорожной станции, но удаленные от реки. Водопровод к тому времени сильно обветшал, обслуживал лишь центральную часть города и не соответствовал современным требованиям. Был нужен новый… но это уже другая история.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Одна из первых тюменских водокачек не является памятником промышленной или любой другой архитектуры. Странно, никому в голову не пришло, что она может представлять историческую ценность, хотя, например, первая тюменская электростанция называется памятником и даже «носит» на своей стене табличку «Охраняется государством». Правда, пока охраняется не лучше водокачки. Но дело даже не в этом.
— Когда на улице Челюскинцев, недалеко от филармонии, шли работы по замене водопровода, обнаружились старые трубы, — рассказывает Иван Камельских. — Думаю, те самые, что были проложены в 1864-м. Не знаю, почему музеи не взяли даже кусочка трубы в фонды — ведь это наша история.
«Наша история», по-моему, -ключевая фраза. Иногда островки этой истории, как видим, напоминают компьютерную игру-ужастик.
***
фото: