Огонь чужой стороной не ходит
В том, что птицы во сто крат ответственнее и совестливее людей, Марина Владимирова, винзилинский участковый лесничий, окончательно убедилась в позапрошлом году. Сезон охоты открылся тогда 9 мая…
И уже к обеду того же дня лесничим пришло тревожное известие: в лесу, в районе поселка Винзили, загорелась прошлогодняя сухая трава. Марина Александровна поехала в горящий лес вместе с командой пожарных. Думала, управятся быстро, но получилось по-другому. Когда сотрудники Тюменской авиабазы и лесхоза наконец-то локализовали и потушили пожар, выяснилось, что огонь повредил 800 гектаров леса.
Посчитали это уже позже. Тем, кто тушил огонь, было не до математики. Они помнят только, как бежали впереди огня, пытаясь перекрыть ему путь, как еле успевали наполнять ранцевые огнетушители, а ветер гнал огонь все дальше и дальше…
А Марине Владимировой запомнилось другое: в начале мая птицы как раз высиживали яйца, ждали птенцов. Когда люди с огнетушителями вбежали в лес, птицы испуганно хлопали крыльями, кричали, но из гнезд не улетали. И огня не испугались: закрыли собой невылупившихся птенцов, головы пригнули… Так заживо и сгорели. Материнский долг…
… Потушив огонь, уставшие и вымотанные пожарные вышли к месту, откуда все началось — к стану охотников и рыбаков. Там валялись стреляные гильзы, рыбная прикормка, окурки…
— Видно было, что люди сначала пытались потушить огонь — трава в некоторых местах была затоптана, — рассказывает Марина Александровна. — Но потом, видимо, поняли, что бесполезно и… убежали.
Лесничий Марина Владимирова говорит, что зачинщики пожаров никогда не вызываются в помощники к пожарным. И всегда бегут от огня первыми.
— Почти за двадцать лет, что я работаю в лесничестве, ни разу не случалось, чтобы кто-то свою вину признал и попытался чем-нибудь помочь на пожаре, — продолжает лесничий. — Хорошо, что у некоторых хотя бы хватает совести в дежурную часть сообщить о случившемся. Анонимно, конечно.
В этом году было уже несколько таких анонимных сообщений в Винзилинском лесничестве. В воскресенье огонь вспыхнул сразу в двух местах — примерно в шести километрах от поселка. Лесничие считают, что и в этот раз без охотников не обошлось, у них сейчас пристрелка идет — ружья пробуют. Вот и попробовали: искра от выстрела на траву сухую попала. Тушили тяжело, потому что ветер сильный был — огонь разносил быстро.
— В этот раз мы сезон пожаров открыли чуть раньше, — говорит Марина Владимирова. — В прошлом первый пожар у нас был 21 апреля. Зато горели до самого октября.
Иногда тушить пожары приходилось по нескольку суток подряд. Особенно торфяные. Работники лесного хозяйства и спасатели до сих пор с содроганием вспоминают прошлое огненное лето. От тех впечатлений еще не успели толком оправиться, а уже новая горячая пора наступает.
— Правда, у нас и зимой расслабиться возможности не было, — говорит Марина Александровна. — Составляли планы опашки, разрабатывали стратегию: как отстоять лес предстоящим летом.
А это нелегко. Предупреждающие аншлаги уже давно никого не впечатляют, воспитательные беседы тоже мало действуют.
— Летом мы регулярно выходим в рейды с участковыми уполномоченными, — рассказывает лесничий. — Часто приходится нарываться на грубость… Ну как скажешь компании молодых людей, которые выпивают и готовят шашлыки, чтобы они потушили костер и ушли из леса?
Действительно, проблема. Приходится брать это место на заметку, а потом перепроверять за «гостями» — погасили они за собой костер или нет?
Случается, что люди начинают спорить с лесничими: дескать, брошенный в траву непогашенный окурок — это ничего страшного, пожара из этого не получится.
Просто они еще не знают, как буквально из одной искры за несколько секунд может подняться над землей огненная стена, которую не остановить. А еще не знают, что саженцу нужно как минимум полвека, чтобы стать полноценной заменой сгоревшему дереву.
Хотя, может, и знают (вот это-то страшнее всего), но плюют на все запреты и предупреждения: продолжают оставлять после себя тлеющие угли, раскидывают окурки, даже берут самодельные факелы и поджигают сухую траву в полях, с любопытством глядя, как огонь несется в сторону жилых построек…
— Психология такая у людей: каждый думает, что уж его-то беда стороной обойдет, с ним такого не случится, — вздыхает лесничий Владимирова. — Да вот только огонь стороной никогда не ходит. Если уж вспыхнет — напролом идет, убивая все живое, что встречается на его пути.
***
фото: Огонь направляется к лесу;Кто кого?;Люди и стихия