Техник много, мир – один
— Я всегда чувствую себя на 25 лет. Вот и творю с таким же энтузиазмом, как в молодости, — говорит художник Альфея Мухаметова. В честь своего 55-летия она открыла небольшую выставку «Мой мир» в литературно-краеведческом центре.
На самом деле здесь только малая часть работ Альфеи Фахриттиновны, ведь она рисует уже 35 лет. Просто выставочный зал в центре невелик, не вместит все картины. Поэтому и пришлось выбирать самые близкие, любимые и те, которые в полной мере могут отобразить внутренний мир художника.
В экспозиции две темы: северные мотивы и татарская культура и быт.
— Мне очень близок Север, я прожила там более тридцати лет. Север — моя первая Родина, там произошло мое становление как художника, — говорит Мухаметова.
На ее картинах — мифы и легенды северных народов, их хозяйство и быт, да и просто лица ханты и манси всех возрастов. Например, портрет рыбака Аули.
В серии зарисовок «На стойбище» можно увидеть тундру, оленей, нарты и даже шаманов. Работы выполнены в графике, но даже в черно-белых красках видны яркие нотки жизни, бьющей ключом. Это не случайно, ведь художница для того чтобы лучше понять быт коренных северных народов, ездила на стойбища.
Для многих Север представляется исключительно в холодных белых и синих красках. Но на полотнах Альфеи он таким не кажется. Кстати, одна из картин так и называется «Теплая Югра».
— Яркие теплые оттенки, такие, как красный и оранжевый, прежде всего, помогают мне выразить любовь к моему родному краю. Тем более холодные тона — всего лишь внешняя оболочка северного края, — считает художник.
Вторая тема экспозиции — мусульманская. Альфея Мухаметова совсем не помнит малоизвестной деревеньки Вяткино Юргинского района, да и рассказать об исторической родине художнику уже некому, вот и пришлось собирать информацию буквально по крупицам. Строки на арабском языке, который она изучала, чтобы приблизиться к духовному миру мусульман, также встречается на ее картинах.
Особой нитью тянется через экспозицию серия «Жизнь» — тема татарского быта, традиций и обрядов, а также портреты современных представителей этого народа.
— Я планирую включить в эту серию портреты молодых татар и зарисовки Ярковского района, где проживает большое количество мусульман, — рассказывает Альфея Фахриттиновна.
Каждое из представленных полотен уникально не только сюжетным своеобразием (неважно, северные ли это мотивы или мусульманские), но и техникой выполнения: графика, живопись маслом и акварелью, художественный войлок. Кстати, картины, изготовленные из войлока (свалянная овечья шерсть) — исконно тюркская техника. А за последние пять лет Альфея Фахриттиновна создала также и собственную, используя войлок вместе с горячим батиком и шелком.
— За много лет работы художником я научилась не бояться экспериментировать и пробовать новые техники, хоть иногда это очень сложно, особенно в случае с художественным войлоком. Бывает, чтобы получить желаемый результат, надо нанести на основу несколько слоев материала, — поясняет Мухаметова.
По мнению художника, каждая техника определяет состояние души. Например, живопись — движение мысли, графика — ночное творчество, а батик — лирику.
— Из чего же вы черпаете вдохновение? — спрашиваю я.
— Каждый интересный человек, которого я встречаю на жизненном пути, — мое вдохновение, — отвечает Альфея Фахриттиновна.
***
фото: Альфея Мухаметова среди своих работ