Скульптуры разные важны, скульптуры разные нужны…
(о декоративно-художественном оформлении города)
В областном центре в последнее десятилетие стало появляться множество
Чтобы прояснить ситуацию и не быть голословными, нами был проведен в марте-апреле 2011 года опрос общественного мнения. Понимаем: общественное мнение — это мнения людей, которые нужно учитывать, но не всегда и полностью поддаваться им. Художественный вкус горожан испорчен, так как пространство наполнено китчевыми скульптурами «сантехников», «кошек», «матерей» (это не в адрес Женщины-Матери, а творений «самоделкиных»), часто не несущих никакой смысловой нагрузки, а то и художественно беспомощных. Поэтому полагаться на опросы нужно осторожно. Все равно, как у воспитанников детского сада спрашивать: «Что будете кушать на обед: конфеты или суп?» Всем ясно, какой будет итог.
По результатам опросов стало ясно, что людям нравится все без разбора. Кое-кому — «все равно», лишь бы «что-то стояло» или же «вообще ничего не нужно».
Чтобы не ошибиться, был проведен сопоставительный опрос: по давно вписанным в городскую среду памятникам «Прощание» и «Борцам революции», а также по объектам, которые можно условно назвать: «Полюбите собаку…», «Кошки на ул. Первомайской» (опрошено по 28 горожан), «Студент» (опрошено 55 горожан), а по оформлению «Набережной» (названия у нее пока нет) — 58 человек.
Результаты опроса горожан у объектов в Центральной части г. Тюмени:
объект | за | против | примечания |
«Прощание» | 28 | 0 | «так себе» — 1
Автора никто не назвал. Половина не знает идею памятника. Жанр — большинство считает, что монументальная, но не знает, когда установлена. |
«Борцам революции» | 24 | 3 | «так себе» — 1
Автора никто не назвал. Половина не знает тематику скульптуры. Жанр — большинство считает, что монументальная. Большинство не знает, когда установлена скульптура. |
«Полюбите собаку…» | 16 | 6 | «так себе» — 2
Автора никто не назвал. Жанр — большинство считает, что декоративная. Большинство не знает, когда установлено. |
«Кошки на ул. Первомайской» | 16 | 4 | «так себе» — 3
Автора никто не назвал. Жанр — большинство считает, что декоративная. Большинство не знает, когда установлено. |
По результатам опроса стало ясно: авторов не знает никто, кроме одного человека около памятника «Прощание», который назвал Н.В. Распопова. В чем идея скульптуры и кто главный герой — тоже не знают, хотя стараются угадать. За исключением «Прощания» и «Борцам революции», объекты не являются монументальными памятниками и, тем более, вошедшими в реестр охраняемых государством.
Конечно «скульптуры разные важны, скульптуры разные нужны…», но насколько они оправданы, и кем продумано их размещение? Никто не высказывается отрицательно и в адрес «дворника» на улице Профсоюзной: удачен по размещению, точен по художественно-образному воплощению, важен для воспитания бытовой культуры.
Между тем иные объекты, например, «Кошки», вообще имеют ярко выраженный китчевый характер, вызывая «зубную боль» у людей искусства и тех, у кого основательно выработан художественный вкус. Студентам педагоги объясняют: «так не должно быть!», но ответить не могут на вопросы воспитанников: «Каким образом эти «художества» попали на улицы родного города?»
Есть ситуации, когда можно и нужно поставить «авангардный» объект, но и здесь вопрос: «А кто ему место дал, а затем на градостроительном совете утверждал?» Так, в старой части города, в сквере между Тюменским госуниверситетом и сельхозакадемией по проекту скульптора Е.А. Герасимова еще в 1957 году установлен монумент «Борцам революции». Не будем обсуждать идеологическую составляющую, но примем во внимание — он в память о погибших в годы Гражданской войны людях. Недавно с заднего фасада к нему «прилепилась» декоративная композиция, посвященная, полагаем, «студенту-дипломнику». Она, очевидно, создана специально для того, чтобы в ее «объятиях» фотографироваться выпускникам. Но мало кто подумал: насколько это нравственно, пространственно оправдано, художественно соответствует ауре памятника «Борцам революции»? К тому же по результатам опроса только четверо из двадцати человек узнало скульптуру, связав ее со студентами, тогда как девять решили, что это фонарь или цветок. Значит, ее размещение неудачно, образ не продуман, а многими опрошенными вообще не узнаваем.
Между тем в нашем городе есть уже иные подходы к размещению подобных объектов — на набережной. Она задумывалась, прежде всего, как укрепление и защита берега реки Туры. Это была основная инженерная задача, так как берег долгое время находился в плачевном состоянии.
Была разработана концепция, которая учитывала, что набережная от моста Влюбленных до моста Челюскинцев делится на три зоны: «тихую», предназначенную для прогулок и свиданий влюбленных, «активную», с аттракционами и сервисными центрами, и «историко-мемориальную», имеющую воспитательное и нравственное значение, хотя первые две тоже должны выполнять эту функцию. Рельефы и скульптуры набережной должны начинать «читаться» от моста Влюбленных, а тематика скульптур — история города от каменного века и ее наиболее значимые события. Есть там и образы людей, что внесли весомый вклад в создание города и освоение Сибири.
Отметим, что по результатам опроса о набережной не получено ни одного негатива: все довольны, все считают набережную одним из лучших мест областного центра, где можно прогуляться и прочитать информацию по истории города, рассмотреть скульптуры и, при желании, сфотографироваться рядом. Хотя официального открытия не было, но уже многие приходят с детьми, что очень важно для подрастающего поколения: нужно, чтобы они больше узнавали прошлое, ведь им строить будущее Тюмени. Набережная является, как и задумывалось, местом встреч влюбленных.
Подтверждают это и результаты опроса горожан у объектов на набережной г. Тюмени:
Как вы думаете: есть ли логика в их размещении? | Хватает ли подписей? | Как вы считаете: есть необходимость в «продлении» на набережной истории нашего города? | |
Скульптура и рельефы |
«есть» — 31 | «да» — 46 | «нужно» — 46 |
«нет» — 8 | «нет» — 7 | «нет» — 3 | |
«не очень» — 3 |
«не знаю» — 5 |
«все равно» — 1 | |
«наверное, есть» — 14 |
«если со смыслом, то да» — 1 | ||
«только наше время» — 3 | |||
«не думал о том» — 2 |
«во всю стену сделать рельефы» — 1 | ||
«другую тему» — 3 |
Логику усмотрели тридцать один человек, большинству подписей хватает. Большинство также считает, что там нужно «продлить историю города», и это значит, что тюменцам не безразличен город, в котором они живут:
Скульптура и рельефы на набережной | |
Приоритет | Негатив |
50 ответов: «бесподобно», «хорошо», «интересно», «пойдет», «познавательно», «очень красиво», «нормально», «молодцы», «очень даже ничего», «нравится», «неплохо», «давно нужно было так сделать», «обалденно», «побольше бы», «воспоминания, почесть, позитивный взгляд, культурно», «фотографироваться можно и прочитать», «посмотреть побольше», «поэтично», «исторический порядок», «отлично», «замечательно». | Негативного мнения нет
Есть ответы: «средненько», «не очень», «только непонятно: что здесь делает Петр 1». |
На вопрос: «Какие части города, и в каких декоративных объектах и памятниках нуждаются?», ответили так:
Районы | Объекты | Другое |
В городском саду | «Студенту» | «и так много всего» — 6 |
На окраине | «Смешные» | «достаточно» — 2 |
На площадях | «Исторические» — 2 |
«чем больше, тем лучше» — 2 |
В зонах отдыха |
«Необычные, оригинальные» |
|
Во дворе нашего дома | ||
Возле ТГУ | «Маресьеву» | «меня не волнуют памятники» |
Возле нового театра | «Небездушные скульптуры» | «устраивает все» |
На Лесобазе | «Студенту матфака»
«Александру Невскому» «Экологу, химику» «Патриотические» |
Итог опроса: важно воспитать художественный вкус нашего общества, а потому и размещать объекты подобного характера необходимо рационально, а не по принципу: «где кому вздумается». Нужно заранее продумывать идею размещения таких объектов по всему городу, а только затем саму идею и композицию монументальной или декоративной скульптуры. И чтобы не получилось отрицательного эффекта, советоваться со специалистами: архитекторами, искусствоведами, историками, дизайнерами, краеведами города.
Нужна ли кроме социальной рекламы монументальная и декоративная скульптура, которая рассказывает о городе? Конечно, нужна: эта та самая познавательная функция, которую должны нести скульптуры (как скульптуры на набережной). Каждая из них должна содержать в себе идею. Немаловажно и где она будет стоять. Чтобы не повторился казус со скульптурой «Студенту…», которую на улице Республики, по какой-то причине поставили позади памятника «Борцам революции». Граждане должны знать историю своего города, своей Родины, где они родились и выросли. Пусть сейчас меньше узнают об этой истории из книг, газет и телевидения, то хотя бы памятники и скульптуры говорили об этом. Ведь язык искусства пластики и формы может сказать о многом. Пройдут годы, и может быть, наше время и скульптурные объекты сохранятся в памяти наших потомков.
Александр Ярков, искусствовед, доктор исторических наук, профессор Тюменского госуниверситета.
Татьяна Холодилина, студентка Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.
***
фото: