Патрульная сирена над Турой
Водолазы пока так и не смогли найти тело рыбака, утонувшего в Туре около недели назад. Увы, там, где случилась трагедия, — в районе села Есаулова, сильное течение.
— Ну, что здесь скажешь? То же, что и всегда: если бы на нем был спасательный жилет, этого не случилось бы, — разводит руками Сергей Каплин, начальник Госинспекции по маломерным судам ГУ МЧС по Тюменской области.
Еще совсем недавно инспекторы ГИМС выходили на хрупкий лед Туры: приходилось рисковать собственной жизнью, чтобы добраться до отчаянных рыбаков, сидящих возле лунок, и объяснить им, что находиться на льду — очень опасно.
Сейчас льда на реке практически не осталось, и сезонная проблема с любителями зимней рыбалки решилась сама собой. На смену пришла другая. Тюменцы начали спускать на воду лодки, скутера, катера.
— Всего по нашей области зарегистрировано больше десяти тысяч маломерных судов, — говорит Сергей Сергеевич. — А сколько еще незарегистрированных…
С такими — труднее всего. Если у судна нет регистрационного номера, то получается его хозяин ни за что не в ответе. Может нарушать правила водного движения, правила безопасности, а еще может рыбачить в неположенном месте. И спросу с него никакого: завидев речных инспекторов или сотрудников рыбоохраны, он просто бросит лодку — и на берег, в кусты. Опознать владельца судна в таком случае просто невозможно.
— Почему находитесь на воде без спасательного жилета? — раздается над Турой голос госинспектора Николая Букина.
Это он через громкоговоритель, установленный на патрульном катере, обращается к рыбаку в резиновой лодке. А тот быстро похватал весла и начал грести к берегу, вытащил лодку вслед за собой, накинул ее на спину и… ушел, куда-то в сторону села Ембаево. Только сети в воде оставил.
— Это как раз один из таких незарегистрированных, — говорит Сергей Каплин. — Хотя вот что ему стоит надеть жилет? Инспекторы тогда и подплывать бы, может быть, не стали. Да и для себя надежнее. Кроме того, жилет необязательно покупать — можно сделать его самому, из пенопласта. Так тоже сойдет.
Но рыбаки не торопятся мастерить средства безопасности. Принципиально, что ли? Бывает и такое, что жилет у рыбака есть, но лежит он на дне лодки почему-то.
— На нашей практике был случай, когда утонули два рыбака — отец и сын. До этого они всегда в жилетах выходили на рыбалку, а тогда ни тот, ни другой не надели, — вспоминает Каплин. — Их лодка перевернулась, и они запутались в сетях, ушли на дно.
Однако каждому любителю речных прогулок такую историю не расскажешь — на это у инспекторов просто нет времени. Приходится учить штрафом: за отсутствие спасательного жилета — 300 рублей, за управление судном без специального удостоверения — тысяча. А еще штраф грозит тем капитанам, у которых нет талончика технического осмотра их судна и регистрации.
Отговорки, вроде «а я и не знал, что надо», не пройдут. Сергей Каплин говорит, что сейчас у ГИМС есть договоренность со всеми магазинами, которые продают маломерные суда. Вместе с чеком покупателю вручается памятка, где черным по белому написано, что приобретенное судно обязательно нужно зарегистрировать в течение двух недель — будь это даже просто надувная одноместная лодка.
— А уже после регистрации мы направляем владельцев судна на техосмотр, — рассказывает Каплин. — Времени это занимает совсем немного и стоит недорого, пошлина — 60 рублей.
Чуть больше времени займет обучение — около двух недель. Подготовкой капитанов в Тюмени занимается учебный центр МЧС, училище N 14 и еще несколько частных школ. А экзамены принимают сами инспекторы ГИМС.
— И за последние годы, кстати, на воде порядка больше стало, — делится наблюдениями инспектор Николай Букин.
В связи с этим у инспекторов появилось много единомышленников — дисциплинированные рыбаки часто записываются в ГИМС помощниками. Вместе с инспекторами выезжают в рейды, сами беседуют с теми, кто нарушает — все-таки рыбак рыбака лучше поймет. Если он, конечно, вменяемый.
Сергей Каплин сетует, что одна, самая главная проблема, так и остается пока не решенной. Это пьяные люди на воде.
— Из 75 человек, утонувших в прошлом году, 49 — пьяные, — говорит инспектор.
А еще говорит о том, что там, где трезвый человек выплыл бы, у пьяного почти не остается шансов — может случиться судорога, может отказать сердце…
— Но самое страшное, — продолжает Сергей Сергеевич, — это слышать крики и плач родственников утонувшего человека. Тут не выдерживают даже самые закаленные наши сотрудники.
Поэтому стараются работать на опережение. С середины апреля выезжают в рейды каждые выходные — в эти дни на реке особенно многолюдно. С некоторыми рыбаками приходится вступать в споры, кого-то — штрафовать, а случается, что и догонять, включая на патрульном катере пронзительную сирену.
Ну и пусть сирена. Главное — чтобы не плач о тех, кто не надел спасательного жилета, кто сел в лодку пьяным…
***
фото: Сергей Каплин: «отдать швартовы!»;Рыбак в кустах;Николай Букин;А большие суда пока еще стоят на приколе