X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

А что в «оазисе» энергоэффективности?

В прошлом году на капитальный ремонт домов в «энергоэффективном квартале» Тюмени направили более 400 миллионов рублей. Но насколько помогли эти вливания?

Ни один человек не обязан сообщать тайны личной жизни первому встречному, тем более докладывать ему о своих финансовых делах. Это нежелание обоснованно, и даже закреплено законами. Но все должно происходить с точностью до наоборот, когда речь идет о расходовании бюджетных средств и реализации государственных, региональных или муниципальных программ и проектов. В теории это — аксиома. На деле же часто происходит по-другому. Особенно, если речь идет о высокозатратных проектах, каким является реализуемый в Тюмени пилотный проект «Энергоэффективный квартал».

Галина Безбородова

Вначале о проекте говорили много, но как только появились первые проблемы, открытости поубавилось. Началось с того, что деньги до подрядчиков дошли не все и не сразу. Графики работ ломались, и, чтобы не терять драгоценные теплые дни, приходилось рисковать. Но на этом трудности не закончились, а только начались. Нередко строители выходили на объект, закупали материалы, и вдруг выяснялось, что перечень работ не согласован, а «семь нянек», пестовавших проект, никак не могут договориться. Заказчики, например, хотели сделать одно, а служба технадзора требовала другое, зачастую уже после того, как произведены поставки.

Например, на одной из пятиэтажек изначально планировали заменить стояки, а когда трубы завезли на объект, строителям дали команду ремонтировать подъезды. Хорошо, поставщики оказались понимающие — взяли товар обратно.

За полгода многие подрядчики испытали на себе столько мытарств, что первая радость от победы в муниципальном конкурсе быстро сменилась разочарованием. Не раз и не два, обходя стройплощадки квартала (объекты, которые должны были быть закончены в прошлом году, доделывают до сих пор), мы слышали одну и ту же фразу: «И зачем мы ввязались в эту историю?» Совсем не такой должна быть реакция у тех, кто причастен к реализации масштабных, значимых проектов! Гордиться бы надо. Но, видимо, повода нет. Может, действительно, и не нужен был такой размах? Иногда и скромность украшает, а не только желание во всем быть первым.

Мы решили познакомиться с ситуацией на месте и посетили три дома в «энергоэффективном квартале».

Галина Безбородова

САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА, 36

Капитальный ремонт здесь завершен. Заменены элементы кровли и трубы в подвале. Установлены пластиковые окна на лестничных клетках, из-за которых подрядчику в свое время пришлось немало понервничать. Когда заказ находился на отгрузке, руководителю фирмы позвонили из службы заказчика и потребовали его отменить. Посчитали, что у фрамуг, с точки зрения техники безопасности, должна быть другая форма. Эту другую (буквой «г», а не «о» — на все окно) в результате и установили. Чего это стоило подрядчику — неизвестно.

— У нас все хорошо, — сказал нам пенсионер Михаил Степанович из третьего подъезда. — Энергоэффективность — нужная вещь.

— Вы это почувствовали? — спросили мы. — Стали за коммуналку платить меньше?

— Да нет, плачу столько же. Но все равно вещь нужная. А больше ничего не скажу — расспрашивайте нашу главную по дому — Галину Федоровну. Она все знает.

У Галины Федоровны в это время в гостях была мастер из ЖЭУ. Мы подумали, что нам повезло.

— Что вы, что вы, ничего я комментировать не буду! — замахала она на нас руками и быстро ретировалась.

После долгих уговоров Галина Федоровна решилась показать, что же все-таки сделано в их доме.

— При входе и в подъезде установили лампы с датчиками движения. Лампы зажигаются, когда темно, и выключаются, когда становится светлее. Стены побелили и покрасили, перила и половую плитку — заменили. Установили и новые входные двери, правда, о доводчике забыли, — рассказывала она. — А вчера у нас проходило общее собрание дома. Голосовали: кто за то, чтобы менять стояки отопления. Большинство оказалось против. Совсем недавно нам заменили стояки холодной и горячей воды, стены раскурочили. Только-только успели все восстановить, как опять предлагают ремонт. Люди устали. Ничего уже не хотят. Говорят, что сделали, того и хватит. Лучше бы разбитое при монтаже окно на лестничной клетке заменили! Столько месяцев прошло…

— А стали вы меньше платить за тепло и воду, как вам обещали?

— Я-то счетчики установила давно, поэтому экономию чувствую, — уверенно сказала Галина Федоровна. — Когда на все лето уезжаю на дачу — ничего не плачу. А когда возвращаюсь, плачу не за девять кубов по нормативу, а только за два-три «куба» потребленной воды.

Галина Безбородова

САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА, 34

Эта пятиэтажка вошла в экспериментальную тройку по установке вентилируемых фасадов. Стены дома вначале обшили утеплителем, а потом закрыли немецкой алюминиево-композитной панелью. Почему выбрали импортные материалы? И чем они лучше отечественных? Никто из строителей ответить на смог.

Почти завершены в доме остекление и обшивка балконов пластиком. Только два одиноких экземпляра на пятом этаже крайнего подъезда сохранили свое деревянное своеобразие. Ситуация, говорят, щекотливая. Хозяева требуют компенсации. Мол, ничего не знали, обшили свои балконы вагонкой, а теперь за ущерб нам заплатите… Впрочем, нелегко пришлось и другим жителям. Некоторых особо не согласных строителям приходилось ставить перед фактом. И люди смирялись.

Оглядываясь на пройденное и пережитое за эти полгода, строители считают, что «по уму» все в квартале надо было делать не так. Не на бегу, не на скаку, а планомерно и по порядку. Вначале собрать все сведения, разработать и перепроверить проектно-сметную документацию, выбрать материалы, все проанализировать… А так получилось «галопом по Европам».

Галина Безбородова

КАРСКАЯ, 25

Еще один примечательный дом. Его не обшивали сайдингом и не утепляли, а покрасили энергосберегающей краской. Дорогой, импортной, белой. Это пятиэтажное чудо сразу окрестили «Белым лебедем».

Рекламировалось, что эта краска обладает особыми свойствами: воздух пропускает, а тепло — нет. В такой одежде дом «не потеет». Эдакий всепогодный пуховик! Правда, жильцы эффекта термоса не почувствовали. «Как платил я в прошлом году полторы тысячи за однокомнатную квартиру, — поделился один из жильцов, — так и плачу». Но, может, это и есть экономия? Тарифы же на коммунальные услуги выросли.

Иначе очень странным кажется «лечение», которое кварталу прописали. Пьет «больной» лекарства, пьет, а динамики не видно. Ему объясняют: надо подождать годик-другой, тогда эффект и проявится. Правда, кто к тому времени вспомнит, сколько денег на лекарства потрачено?

***
фото: Идет ремонт фасада по ул. Салтыкова-Щедрина, 34;Окна буквой «г» – намного безопаснее;Новые балконы на Салтыкова-Щедрина, 36;Главное в подъезде – свет;«Белый лебедь» с улицы Карской, 25

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта