Шей то, что хотел бы носить сам
Первый свой костюм Лариса Петровская сшила, когда еще училась в 8-м классе. Брючный, драповый, модной расцветки — белый в голубой рубчик… Вышла в нем на первомайскую демонстрацию, и подруги восхищенно ахнули.
Прошли годы, но подруги, как и прежде, с неподдельным интересом рассматривают каждую обновку Ларисы Анатольевны. Разница лишь в том, что теперь все эти костюмы, платья и пальто появляются на свет уже не в домашних условиях, а на большом производстве. И одной моделью здесь дело не обходится.
— Кстати, одежду собственного производства ношу не только я, но и все наши девочки, — улыбается директор швейной фабрики «Петровский кафтан» Петровская.
И действительно, по цехам, где немного прохладно, швеи ходят в пальто, сшитых собственноручно. Сшито тютелька в тютельку, по фигуре. Так в магазине не подберешь.
— Хотя возможно, — говорит Лариса Анатольевна. — Мы стараемся шить одежду сдвоенных размеров. Например: 46-48, 48-50… Так легче бывает подобрать модель по фигуре.
А мастерицы фабрики уже без размерной таблицы на глаз могут определить — кому и какой фасон подойдет больше всего. Это профессиональный опыт, полученный с годами, — почти все мастера работают в «Петровском кафтане» с самого открытия.
Фабрика открылась пятнадцать лет назад — на базе комбината по производству тканей «КРОСНО», который возглавляет отец Ларисы Анатольевны — Анатолий Петровский.
— Поэтому и ткань для пошива изделий мы используем практически всю свою — натуральную: костюмную, платьевую, драповую, брючную, — рассказывает Петровская. — Ориентируемся, в первую очередь, на осенний, зимний и весенний сезоны, потому что у нас все-таки Сибирь.
Только жалуется директор фабрики, что последние годы тюменцы все больше носят одежду из искусственных тканей. Она и стоит дешевле, и в магазинах ее больше — все везут из-за границы. Вот толку от нее мало: зимой не греет, а летом в ней, наоборот, очень жарко.
— Ну вот, например, предложил Валентин Юдашкин сшить форму для солдат из синтетики. И что? Заморозили солдат, — пожимает плечами Петровская.
И проводит для нас небольшой мастер-класс — чтобы отличить натуральную ткань от искусственной, нужно вытащить из нее одну ниточку и поджечь. Будет плавиться, значит, синтетика, а загорится, как спичка, — самая что ни на есть настоящая.
Вперемешку с официальными бумагами на столе директора лежат образцы разных тканей, катушки с нитками, а еще — журналы мод.
— Ой, Лариса Анатольевна у нас за модой всегда следит, и даже может наперед предсказать, что будет пользоваться спросом в следующем сезоне, — присоединяется к нашему разговору начальник производства Татьяна Семина.
Вместе с Ларисой Петровской они вспоминают, как четыре года назад начали приучать тюменцев к ярким цветам. А то посмотришь вокруг, а все, от мала до велика, в серое, да в черное одеты.
Вот тогда и решили в «Петровском кафтане» закупить яркой ткани — красной, зеленой, фиолетовой.
— Женщины сначала с опаской обходили эти пальто, — смеется Петровская. — А потом им понравилось. И сейчас, приходя в магазины, где мы выставляем свою продукцию, часто просят «что-нибудь поярче».
А вот швея Юлия Охотина призналась нам, что от яркого цвета слегка устала — сейчас на фабрике выполняют заказ на спецодежду для нефтяников. И верхняя часть куртки должна быть из ярко-оранжевого материала.
— Вот у меня к концу дня и рябит от этого в глазах, — говорит Юлия, быстро прошивая на машинке капюшон. Очень быстро — без всякой задоринки.
— Это у нас в порядке вещей, — поясняет технолог Ольга Немыкина. — На линейном производстве нужно делать свою работу не только качественно, но и укладываясь в нормативы.
Оказывается, сшить, например, пальто — это практически то же самое, что решить сложную математическую задачу. Работа каждого мастера расписана по секундам. Ольга Павловна раскладывает перед нами листочки с расчетами — за какое время должен быть сшит форменный плащ для сотрудника МЧС. Считаем — за 444 секунды!
— В идеале, если нет никаких сбоев, за смену мы можем выпустить 65 готовых плащей, — говорит Немыкина.
Прямо конвейер какой-то! Однако главная «деталь» этого «конвейера» — руки. Аккуратные, ловкие, старательные, женские.
— Каждую вещь, которую изготавливаем, мы фактически пропускаем через себя: сначала придумываем модель, потом подбираем ткань, потом шьем пробное изделие, — рассказывает Лариса Петровская.
И показывает нам цех, откуда все начинается, — это конструкторское место. На компьютере (чертежи на миллиметровке — это прошлый век, заметила Петровская) специалисты конструируют изделие, а затем выводят получившуюся выкройку (обывательски это можно назвать так) на большом принтере — споттере.
И все — процесс пошел! Резчики и раскладчики при помощи специальных приборов нарезают детали будущего изделия, мастер швейного цеха Светлана Гундерина распределяет эти детали по разным секторам (небольшие тележки) и отправляет швеям. Для каждой мастерицы — свое задание. Одна пришивает рукав, другая обрабатывает подол, третья — воротник. Уже почти готовое изделие отправляется в цех влажно-тепловой обработки, а оттуда — в отдел технического контроля.
И вот здесь ему выносится вердикт. Платье, пальто или брюки внимательно и очень придирчиво осматривает Татьяна Воскресенская. От этого взгляда не скроется ни один кривой шовчик, ни один изъян ткани.
По профессиональной привычке Татьяна Михайловна оценивающе посмотрела и на нашу с фотографом Галей одежду.
— Если мои дети что-нибудь покупают в магазине, я им сразу на все недостатки указываю, — улыбается она. — Что поделаешь, почти сорок лет швеей работаю — каждая деталь глаз цепляет!
А вот молодых девушек в швейном производстве ничего «не цепляет», сетует Лариса Петровская. Не идут они работать на фабрику.
— Даже выпускницы технического института. Все хотят сразу же быть кутюрье, только сами едва ли представляют, что это такое: для этого ведь природный дар нужен, чувство цвета, формы, художественное мышление.
Хотя этому и научиться можно — как раз на фабрике: перенимая опыт старших коллег.
— Наверное, за долгие годы работы у каждого мастера свои профессиональные секреты появились? — спрашиваю я.
— Ну, не секреты, а техника. А вообще, главный секрет в нашем деле таков: «Шей для людей то, что бы сам хотел носить». Тогда вещь обязательно понравится покупателю!
***
фото: Лариса Петровская;Работают резчики и раскладчики;Юлия Охотина;Производственный процесс;Светлана Гундерина