От Соли Камской до Тюмени
410 лет назад в Тюмени появились первые ямщики
ПРЕДЫСТОРИЯ
Русские промышленники, искатели драгоценной пищевой приправы — поваренной соли, проникли к западным склонам Уральских гор (тогда их называли просто Большой Камень) с севера, обойдя недружественное Казанское ханство, еще в XIV-м веке и поставили укрепленный городок Чердынь.
Солепромышленники и купцы братья Калинниковы спустились на реку Каму и в устье речки Усолки, притока Камы, поставили свои варницы, чтобы выпаривать соль из подземных залежей. Произошло это в 1430 году, а место, где поселились братья, назвали Соль Камская. Спустя века здесь сформируется город Соликамск.
К концу XVI-го века Казанское царство уже присоединили к России, и к Уральским горам стали ездить прямой дорогой через Владимир и Казань. Но от Соли Камской путь через горы был трудным. В феврале 1595 г. царь Федор Иванович велел чердынскому воеводе В.П. Головину найти и проложить короткую удобную дорогу в Сибирь.
Царский указ объявили народу, и в горы «были отряжены нарочитые люди — сыщики» на поиск дороги к верховьям реки Туры. Повезло соликамскому крестьянину Артемию Бабинову. Он в том же 1595-м нашел короткий путь в Сибирь. Сам ли он знал эту дорогу по своим прежним походам, или ему помогли знакомые охотники вогулы, коренные жители тайги — неизвестно.
Воевода Головин поручил Бабинову составить проект дороги, потом выделил отряд пермских крестьян, которые в течение двух лет прорубали в тайге просеку, строили мосты через ручьи и речки, стелили гати по болотистым местам.
В 1597 г. дорога вышла к реке Туре, а в 1598-м на этом месте построили город-крепость Верхотурье. Дорогу называли Бабиновской, Новой Сибирской, Большой Верхотурской. Длина ее равнялась 263 верстам, или, по современному счету, 273-м километрам.
От Верхотурья сухопутную дорогу стали прокладывать к Тюмени и Тобольску. На ней в 1600 г. построили город Туринск на месте мансийского Епанчина-городка. Здесь местность была ровной и сухой, строительство подвигалось быстрее, и к 1601 г. сухопутная дорога из Европейской России достигла Тобольска. О том, кто ее проектировал и строил, история умалчивает — документов не сохранилось. Дорога называлась по-разному — Туринско-Тюменский, Краснослободский, Ирбитский тракт.
Царь Борис Годунов приказал построить в Верхотурье гостиный двор и таможню. Здесь собирали пошлину за провоз товаров в Сибирь и обратно, в размере десяти процентов от стоимости багажа, натурой или деньгами. Бабиновскую дорогу объявили государственной и единственной для проезда в Сибирь, все остальные пути были строго запрещены, везде поставили «крепкие» караулы. Таможня работала 165 лет — до 1765 года.
Позже в Соликамске установили памятник — верстовой черно-полосатый столб на месте начала первой версты Бабиновской дороги. Теперь этот путь в горах стал непроезжим, но на некоторых участках все же используется местными жителями.
В Верхотурье ямщики появились в 1598 г., в Туринске — в 1600-м, а в Тюмени — в 1601-м.
ПЕРВЫЕ ЯМЩИКИ
Первые государственные перевозки по новому тракту выполняли татары ближних к Тюмени юрт. Они возили на своих лошадях все необходимое от Тюмени до Соли Камской, Тобольска и Тары.
На рубеже XVI-XVII веков в Зауралье произошла вспышка какой-то заразной болезни лошадей (возможно, сибирской язвы), и много лошадей погибло, в том числе и у татар. Тогда они «били челом» царю и великому князю Борису Федоровичу с просьбой освободить их от ямского дела, обращали внимание царя на то, что в Верхотурье и Туринске есть государственные ямщики, а в Тюмени нету, «и нам бы их пожаловать».
Царь вник в суть челобития и в грамоте от 28 января 1601 г. тюменскому воеводе Луке Осиповичу Щербакову сообщил: «И мы указали на Тюмени устроит и ямщиков. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты бы вперед на Тюмени ямщиков прибрал. А из каких людей учнут на Тюмени в ямщики прибираться, и ты б о том отписал к нам к Москве…»
Видимо, охотников в ямщики в Тюмени никого не нашлось, потому что в том же 1601 г. из Европейской России прислали сюда пятьдесят ямщиков с семьями и лошадьми. Набрали их в Соли Камской, где начиналась Бабиновская дорога.
Ямщикам дали бесплатно пашню в Затюменке и покосы в устье реки Бабарынки. Поселили их в Тюменской крепости, и там сразу стало тесно и шумно.
«Ямщик» происходит от слова «ям» (станция, место остановки на большой дороге, где жил станционный смотритель — распорядитель движения по дороге и где стояли запасные лошади, и находился запас корма для них).
На постоялом дворе могли отдохнуть проезжающие, имелся запас пищи для людей.
А слово «ям», считают филологи, произошло от искаженного, упрощенного на русский манер татарского слова «дзям» — дорога. Ямы строились через 20-30 верст вдоль дорог.
ИРБИТСКИЙ ТРАКТ И ПРОФЕССОР КОПЫЛОВ
Со стороны Тюмени реконструкция и асфальтирование Ирбитского тракта началось в 1965 г., одновременно со строительством аэропорта « Рощино». Дальше работы продолжили только в 1980-е годы. Тракт покрыли асфальтом до озера Лукашино, где находилась спортивная база Тюменского университета и одного из заводов города. Дальше до границы со Свердловской областью оставалось около 10 км грунтовой улучшенной дороги, которая в непогоду раскисала и ничем не отличалась от прежней Бабиновской: становилась непроезжей.
В 1990-е строители опять вернулись к тракту и построили железобетонные мосты через р. Калинку (длиной 59,2 м в 1993 г.) и через р. Канырку (длиной 24 м в 1995-м). Дело опять стало, и надолго.
А дальше в судьбу тракта вмешался почетный гражданин Тюмени, доктор технических наук, профессор Виктор Копылов.
— Я часто езжу по Ирбитскому тракту в Свердловскую область, — рассказал Виктор Ефимович, — а тракт там улучшенный: на грунт насыпан щебень. На нем давно образовались выбоины, ездить было невероятно трудно всем, не только мне. Как-то собрали в мэрии почетных граждан города и попросили дать предложения по улучшению жизни в Тюмени. Я рассказал, что с 1980-х годов у нас есть участок Ирбитского тракта, неасфальтированный, на границе со Свердловской областью. Мол, некрасиво нам так жить, будто от соседей отгораживаемся! Организаторы совещания сказали: это не к нам претензии, это за чертой Тюмени.
Тогда я написал губернатору: так и так, за нашу Тюменскую область обидно! Свердловчане еще в 1980-е годы до нашей границы асфальт уложили, а мы до сих пор к их асфальту свой никак не проложим. Тракт разбит, и ездить по нему крайне тяжело. И это всего в двадцати-тридцати верстах от областного центра -Тюмени. Мне ответили: спасибо за подсказку. Дорога будет. Это произошло, кажется, в 2006 г. И дорогу построили. И теперь, когда я еду по этому участку тракта, меня гложет совесть, что я отвлек несколько миллионов областных рублей на эту дорогу. А вдруг они были нужнее где-то в другом месте? И в то же время радуюсь: ай да Копылов! Вон, какую отличную дорогу выправил!
… Я попросил Виктора Ефимовича не расстраиваться: деньги пошли на благое дело. Если бы проезжающие знали всю эту историю с асфальтированием и номер автомобиля, они бы с благодарностью приветствовали профессора ревом своих гудков. Затраченные деньги давно окупились.
Итак, тракт от Соли Камской начался трудами соликамского мужика Артемия Бабинова, а закончился в Тюмени заботами профессора Виктора Копылова. Да здравствует положительная роль личности в истории!