X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Новый «Revizor» как вход на театральную кухню

Для меня это был третий спектакль «Revizor», для артистов театра драмы — сотый.

Но они все равно волновались перед началом. Владимир Орел, исполняющий в «Revizor»е роль Городничего, не скрывал своего беспокойства: «сработает» или нет спектакль-капустник, который труппа, готовясь ко Дню театра, перерабатывала в течение всей недели?

ПО ДОРОГЕ В ЗАЛ

На подступах к театру, здание которого в воскресный вечер возвышалось над площадью 400-летия Тюмени, как заснеженный Эверест, было небезопасно. Дамы на шпильках рисковали поскользнуться на заметенных снегом ступеньках, ведущих к парадному входу, словно действительно поднимались на гору. Без страховки — если не считать таковой вежливо подставленные локти кавалеров.

Актеру на ходулях, который встречал гостей у входа, наверное, тоже пришлось несладко: его-то никто под локоток не поддерживал, приходилось балансировать.

Михаил Калянов

Зато оказавшись в фойе, публика отряхивалась от снега, прислушивалась к звукам музыки, льющимся со второго этажа, и поднималась туда — рассматривать масштабную экспозицию, что вольно раскинулась по всему холлу.

Коллектив театра извлек на свет чудные декорации: разноцветные диваны, огромные ладони (похоже, что из папье-маше), статуэтки египетских кошек с горящими зеленью глазами. Все большое. Взгляд неосознанно искал какой-нибудь пирожок с надписью «Съешь меня». Съесть — и вырасти под высоченный театральный потолок, как Алиса в Стране чудес, чтобы соответствовать размерам окружающей среды. Однако пирожки и бутерброды, что продавались в буфете, оказались хоть и вкусными, но совсем не волшебными.

«Я ТАКОГО НЕ ПИСАЛ!»

Волшебство (или, по крайней мере, чудеса) началось только в зале.

Сначала публика терпеливо ждала, пока закончится официальная часть, наполненная поздравлениями официальных лиц и спонсоров, а также подарками, которые преподнесли театру.

На сцене выстроились немногие актеры, что не заняты в «Revizor»е, вышел директор театра Сергей Осинцев. Публика и артисты с удовольствием аплодировали друг другу.

Скучно не было, но хотелось поскорее услышать, как Орел произносит: « Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Все знают, что после этого грянет музыка, закружится в несколько истеричном, но все равно веселом карнавале уездный город N, и посыплются, как из рога изобилия, знакомые и любимые мизансцены.

Михаил Калянов

… Режиссер Александр Горбань восемь лет назад, работая над «Revizor»ом, не очень-то щепетильно обошелся с гоголевским первоисточником. Вместе с балетмейстером Эдуардом Соболем превратил пьесу в танцевальное шоу. И не прогадал — зал во время представлений ревел, будто дело происходило не в театре, а на стадионе во время футбольного матча.

Успех «Revizor»а у тюменцев оказался совершенно необъяснимым для московских критиков, которые приезжали на фестиваль «Золотой конек».

В Хлестакове они увидели не просто глуповатого разгильдяя (видимо, исполнявший тогда роль актер Дмитрий Ефимов слегка облагородил своего персонажа), а чуть ли не просветителя, приехавшего из столицы в провинцию. Отмечали, как крик Городничего переходит в песню, гоголевский сюжет — в дискотеку, показ большого искусства — в стриптиз… Тюменского «Revizor»а они отнесли (и вполне резонно) к разряду массовой культуры — этакий кабак на сцене.

Публика, между тем, с таким мнением была не согласна. Она знала каждый вздох Хлестакова-Ефимова и ходила на «Revizor» помногу раз.

Вот и на показе в воскресенье сложилось чувство, что в зале сидят люди, которые знают постановку едва ли не наизусть: они реагировали на любое отступление от темы. А отступлений этих, надо сказать, было немало.

Жанр капустника располагал к тому, чтобы между гоголевских строк приоткрыть кулису и впустить зрителей на театральную кухню.

Например, труппа буквально столкнула лбами двух Хлестаковых — специально приглашенного Дмитрия Ефимова и молодого актера Николая Аузина, который исполняет эту роль в последнее время. Одинаково одетые, они сменяли друг друга на сцене по принципу: «Кто первый встал, того и тапки; кто первый выскочил, тому и сцену играть». Надо признать, что Ефимов в роли выглядит привычнее, все-таки изначально это специально для него Александр Горбань «ставил роль» Хлестакова.

Михаил Калянов

А актеры продолжали веселиться: то Евгения Негинского упомянут, как представителя высшего культурного правосудия, то Держиморду при всех Владимиром Ивановичем (Обрезковым, разумеется, это его роль) назовут, то Хлестаков, рассказывая о своей столичной жизни, скажет: «С актрисами знаком: Махневой, Игониной.» А то появится в зале сам Гоголь (артист Сергей Кутьмин) и, укоризненно качая головой в парике, ткнет пальцем в резвящихся артистов на сцене: «Я такого не писал!» А Городничий, Владимир Орел, как всегда, ведет постановку, словно мощный локомотив.

«Плотная» такая постановка, слова из нее, как из песни, не выкинешь. И смешная. Даже сильнее, чем обычно.

***
фото: Один из двух исполнителей роли Хлестакова — артист Николай Аузин и Городничий — Владимир Орел;Николай Гоголь (Сергей Кутьмин): «Делайте с ними, что хотите! Я такого не писал!»;Роль Орла — стержень, на который «наматывается» сюжет постановки;Ради сотого показа «Revizor»а в драмтеатр на один вечер вернулся Дмитрий Ефимов

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта