Светлый лом, где живет Зазеркалье
В волшебной стране Зазеркалья, о которой поведал миру английский писатель Льюис Кэрролл, все наоборот. Тот же мир, только перевернутый. А еще и очень хрупкий.
Лучше всего об этом знают люди, которые каждый день работают с зеркалами и стеклами. На мебельной фабрике «Заречье» даже есть специальный цех, где обрабатывают прозрачный и отражающий материал. Его так и называют «Зеркальный цех».
Круги на стекле
Если бы сюда попала Алиса, у нее бы точно закружилась голова. Зеркала здесь повсюду: они аккуратно составлены в стопки и ждут своей очереди. На срезе они точно светятся изумрудным цветом.
Эти зеркала слишком большие -их предстоит разрезать на части, как указано в чертежах. После зеркальный прямоугольник вставят в дверь или сервант.
Вот резчик Дмитрий Лаптев кладет большой черный стеклянный лист на стол. По длинной линейке он проводит стеклорезом, кажется, совсем легко. Его напарник Андрей Ильинов помогает сломать стеклянный лист по надрезу. Щелк, щелк — и готово. Как переломить плитку шоколада.
У Дмитрия в кармане два стеклореза: один для толстого стекла, другой -для тонкого. С виду — обычные карандаши. Правда, вместо грифеля — острый алмазный ролик. Дмитрий макает его в керосин: тогда срез получится ровный. Им можно вырезать даже круг.
Дмитрий и Андрей работают вместе четвертый год. За это время они перестали замечать свои многочисленные отражения в зеркальных листах…
… Цех очень длинный. Но самый шумный участок — в дальнем конце, там Евгений Новопольцев обрабатывает на своем станке края готового стеклянного листа.
За десять лет работы Евгений научился рассчитывать время, необходимое для обработки стекла. Вот уже через двадцать минут полочка для шкафа будет готова. Ее края станут гладкими: не порежешься. Полочку Евгений кладет в стопку готовых, но очень грязных. Их пора отнести на второй этаж: там стекла помоют.
Ни одного пятнышка
В зеркальном цехе мебельной фабрики годами вырабатывали правила чистки стекла. Здесь любое пятнышко — недопустимая ошибка.
— Мы используем воду с цирконием. Никаких разводов — смотрите, — говорит Тамара Гибадуллина, сборщик стеклоизделий.
Она поднимает будущую створку шкафа на свет и разглядывает ее несколько минут. Маленькие и с первого взгляда незаметные пятнышки Тамара Анатольевна убирает тряпочкой из металловолокна. Она умеет видеть даже крохотные пятна и следы пальцев на стекле, ведь занимается этим 17 лет. Поначалу было сложно привыкнуть к такой кропотливой работе. Стекло могло выскользнуть из рук, «загореть» на солнце.
— Если появляется радужное пятно, его уже ничем не отмоешь. Я имею дело с очень хрупким, нежным материалом, — говорит она, не отрываясь от работы.
Тамара Анатольевна разглядывает не только пятна, но и царапины на стеклах и зеркалах. Это гораздо сложнее: тонкие царапины почти не заметны. Но оставлять их нельзя: они разрастутся, и стекло треснет.
Как бороться с царапинами, знает Татьяна Бисс: шлифовальным аппаратом она выравнивает стекло. Но Татьяна справляется не со всеми царапинами — самые глубокие шлифовке не подлежат… Брак.
Шумные цеха
На фабрике есть и другие цеха. В них обрабатывают деревянные детали мебели. Здесь очень шумно, но люди привыкли к этому и легко общаются между собой. Даже не кричат.
Вера Романова занимается отделкой мебельных щитов. Керосином вытирает полки и дверцы, краской закрашивает царапины.
Двадцать три года назад Вера Сергеевна устроилась на фабрику, потому что жила неподалеку. Во время обеда она приходила домой к двум маленьким сыновьям. Правда, Сережа и Саша больше любили сами прибегать к ней на работу. Пока мама была занята, они клеили из остатков шпона машинки.
Сейчас Сергей и Александр выросли, вернулись из армии и устроились работать на мебельную фабрику. Они уже не мастерят игрушки — работают на погрузке. Но все так же ходят на обед вместе с мамой.
… Конечно, мебельная фабрика -это не волшебный мир страны Зазеркалья. В отражениях, которые нас окружают в Заречье на каждом шагу — все тот же мир, обычные люди, которые делают мебель. Просто нам иногда хочется посмотреть на производство, как на волшебство.
***
фото: Татьяна Бисс.