Все ли ладно в энергосбережении?
На мероприятия по энергосбережению в прошлом году направлено более 860 миллионов рублей. Казалось, можно перевернуть весь мир…
Прошло чуть больше года с момента выхода в свет федерального закона N 261 об энергосбережении и энергоэффективности (он опубликован 23 декабря 2009 года) и девять месяцев (с 25 июня 2010-го) с тех пор, как в Тюмени утверждена программа «Энергоэффективный город». Вроде бы, «ребенок» должен родиться. И то, о чем вначале только говорили, теперь должно стать понятным, обрести плоть и кровь. Беременность, похоже, затянулась. Проходят недели и месяцы, в будущее развитие вкладываются миллионы рублей, а эффект?
Что из всех этих затрат получилось, сказать сейчас «не представляется возможным». По крайней мере, так оценил эффективность мероприятий на объектах электро-, тепло- и водоснабжения сам Михаил Намятов, начальник городского управления по энергоэффективной политике. Эту неясность он связал с тем, что еще не закончился отопительный сезон. Ведь энергоэффективность в этой сфере можно оценить, по его словам, только с точки зрения потерь. А они в 2010-м, несмотря на огромные вложения в сети, только выросли. Например, потери воды составляют 32 миллиона литров, тепла — 924 тысячи гигакалорий, электричества -264 тысячи киловатт-часов. И, по данным на февраль, в текущем году они будут еще больше.
— Как же так, — с недоумением спросил на заседании постоянной комиссии по развитию ЖКК ее председатель Николай Романов, — деньги вложены, а потери выросли?
— Надо уточнить, что эти средства направлены были не на энергосбережение, — ответил Намятов, — а на капитальный ремонт и замену ветхих сетей.
— Интересно, а кто и как считал количество этих потерь? Какая есть для этого методика? — поинтересовался депутат Александр Захаров.
— Истинную картину потерь может дать только полное оприборивание, — сообщил Михаил Намятов.
— Данных, получаемых сейчас, недостаточно. В тех сведениях, что подают ресурсоснабжающие организации, мы не совсем уверены. Кроме того, опыт прошлого года показал, что если показания приборов не передаются сразу в диспетчерские, то проверить их невозможно. Только когда будет установлена телеметрия, у нас появятся достоверные результаты, и мы будем понимать, какие у нас потери…
— Да мы и сейчас это понимаем! — прервал оратора Николай Романов. — Надо не мечтать, а говорить о конкретной работе!
— В городе действуют программы по энергоэффективности, финансируемые из бюджетных и внебюджетных источников, — включился в разговор директор департамента ЖКХ Геннадий Зверев. — И они как бы действуют. Разработаны и программы по установлению приборов учета на границе магистральных и разводящих сетей. Таких приборов должно быть установлено 190, но пока — только один. Кроме того, многое зависит и от ремонта ветхих сетей. Разводящих, например, в прошлом году было заменено только два процента от общего объема. Считаю, что это пример антиэнергосберегающей политики.
— Вы установку приборов учета на самотек не пускайте, — порекомендовал Николай Романов. — Держите контроль за подачей тепла в город. И поинтересуйтесь судьбой 145 старых приборов, которые устанавливало когда-то муниципальное предприятие «Тепловые сети». Что-то тут не все ладно.
— Не бойтесь, никуда они не денутся, — успокоил Василий Панов, заместитель главы администрации города.
— Снятое рабочее оборудование не всегда до склада доезжает, это известно, — напомнил Романов.
… Информацию комиссия приняла к сведению. Но рекомендовала главе администрации города до 1 августа представить в комиссию информацию о выполнении мероприятий по энергосбережению на сетях, запланированных еще в 2010 году. Дана рекомендация и департаменту ЖКХ: собрать всю информацию о приборах учета, установленных ранее муниципальным предприятием на границе раздела магистральных и разводящих сетей.
На одно из заседаний запланировали пригласить и представителей УТСК, чтобы они объяснили причину замены одних приборов на другие. Возник резонный вопрос: «Зачем было тратить бюджетные средства на их установку, если все приходится менять, и снова вкладывать деньги?»
… Истина в процессе обсуждения так и не родилась. Какова эффективность от миллионных вложений в объекты сетевого хозяйства — осталось непонятным. Конечно, «воды уже отошли», и назад пути нет, но свет впереди только-только забрезжил. И осветил он не столько успехи, сколько проблемы и первые трудности. А ведь энергосбережение в сетевом хозяйстве — только одна часть программы. Другая ее часть — энергосбережение на объектах жилищного фонда — вызывает не меньше вопросов.
***
фото: Депутаты Александр Пейс, Александр Захаров и Ришад Зиганшин;Заместитель главы администрации города Андрей Голоус;Николай Романов;Михаил Намятов