Золотая четверка Давида Голощекина
В Тюмени в рамках празднования 50-летия творческой деятельности народного артиста России Давида Голощекина состоялся джазовый концерт ансамбля «Четверо».
Сам Давид, впервые принявший участие как контрабасист в ленинградском квартете Юрия Вихарева на фестивале в Таллинне 21 апреля 1961 года, именно этот день считает датой своего рождения как джазмена. Ему тогда было 17 лет.
Думаю, что это вообще один из лучших российских музыкантов. На протяжении долгих лет он оставался последовательным приверженцем главного джазового течения (мейнстрима) и никогда ему не изменял. Он выпустил большое количество пластинок и дисков, играл со многими выдающимися музыкантами, включая Дюка Эллингтона и Диззи Гиллеспи, руководил и руководит ансамблями и группами, пишет музыку и играет на многих инструментах. Много гастролирует по России и другим странам. Снялся в кинофильме «Когда святые маршируют» (1990 г.). Ведет авторские джазовые программы на радио.
Однако главным делом его жизни стала организация в 1989 году в Санкт-Петербурге первой в России государственной филармонии джазовой музыки. Такой филармонии больше нет нигде.
В Тюмени Давид не первый раз. В прошлом году он приезжал с музыкантами из США Аланом Ваше и Валерием Гроховским.
И вот новая встреча с прославленным музыкантом. На этот раз его партнерами стали Алексей Подымкин (рояль), Сергей Васильев (контрабас) и Виктор Епанешников (ударные). Один из них
— Васильев — довольно часто гастролировал в Тюмени в составе трио Даниила Крамера.
Квартет, который так и называется «Четверо», существует более десяти лет. Все, кроме Голощекина, живут и работают в Москве. Но давно известно, что для джаза не существует ни стран, ни расстояний.
Сам Давид на этом концерте играл на флюгельгорне (разновидность трубы), вибрафоне и электроскрипке. Два последних инструмента представляют определенный интерес, и о них следует сказать особо. Прежде всего потому, что они очень редко встречаются в джазе. Музыкантов, играющих на них, можно пересчитать по пальцам. Это вибрафонисты Лайонел Хэмптон (руководитель бигбэнда и партнер кларнетиста Бенни Гудмэна), Милт Джексон из «Модерн джаз квартета» и Виктор Фелдман — партнер баритон-саксофониста Джерри Маллигана. И скрипачи — американцы Джо Венутти, Стаф Смит, швед Свенд Асмуссен, французы Стефан Грапелли, Жан Люк Понти и Дидье Локвуд (последний, кстати, был на гастролях в Тюмени, и мы наслаждались его прекрасной игрой на электроскрипке).
И вот на этих инструментах играет Давид Голощекин. Прежде всего он поблагодарил филармонию, где проходил концерт, за предоставленный замечательный вибрафон и отметил, что это не всегда бывает на выступлениях в других городах.
После изящной темы 20-х годов Вальтера Дональдсона Давид сыграл свою балладу «Весенняя грусть». Это была такая красота! Вибрафон звучал лирично, каскады быстрых пассажей чередовались с медленными нотами, динамика звука постоянно менялась. Последнее обстоятельство вообще характерно для игры ансамбля в целом. Я не припомню другой такой тонкой игры у коллективов, которые выступали у нас в городе. В импровизационном джазе, в отличие от, например, бигбэндов, очень трудно добиться нюансировки звука. Вспоминаю своего друга, талантливого музыканта Вячеслава Врублевского, игравшего на альтовой скрипке, который очень много работал с руководимым им ансамблем джаза, в том числе и над нюансировкой звука. Поверьте, но у меня сжалось сердце от такой вдохновенной игры на вибрафоне!
Затем начались восторги от игры Голощеки н а н а скрипке. Вообще Давид во время выступления сам ведет концерт и успевает многое рассказать об исполняемых композициях, их авторах, о джазе и жизни. Так вот он поведал, что электроскрипку «Ямаха» получил в подарок от устроителей одного из фестивалей, где был признан лучшим на тот момент джазовым скрипачом Европы. Сообщу, что скрипка была первым музыкальным инструментом Голощекина, но потом она ему разонравилась. И вот однажды ему предложили попробовать еще раз сыграть на этом инструменте, и он взял ее в руки. А чтобы было совсем хорошо, Давид по-своему интерпретировал знаменитую джазовую тему американца Хоуги Кармайкла «Звездная пыль», написанную в 1927 году. Эта баллада по праву считается одной из самых лучших в джазе. Для меня это тоже любимая композиция, которую всегда играю на банджо.
И вот Голощекин на концерте задает вопрос, что же он сейчас свое любимое сыграет. Понятно, что я выкрикнул: «Звездная пыль»! На что скрипач сообщил, что он практически всегда играет эту тему на своих концертах.
Невозможно даже передать, как звучала знаменитая баллада. Вот уж действительно ни в сказке сказать, ни пером описать.
В концерте прозвучали также композиции великих Дюка Эллингтона, Гарольда Арлена, Гарри Уоррена. Композицию последнего «Никогда никто не будет красивее тебя» в финале концерта мастер даже спел и проскэтировал импровизацию.
Музыканты очень красиво играли свои соло, а квартет звучал на редкость слаженно. По мнению Давида, это лучшие музыканты России. Пожелаем им успехов, а нам — новых с ними встреч!