Не очень уютный автовокзал
Заметки пассажира, гуляющего по залу ожидания
За пять лет, что я живу в Тюмени, билет на рейс № 761 «Тюмень — село Рассвет» подорожал примерно в два раза. К сожалению, это мало отразилось на качестве обслуживания и внешнем виде самого автовокзала.
Разве что появились два электронных табло, где автоматически обновляются расписание рейсов и время отправления.
А вот народу год от года меньше не становится, особенно, если вы пришли сюда в пятницу или субботу. Бывает, что в пиковые часы (между 12.00 и 17.00) очередь в кассы выстраивается человек по тридцать и заворачивается причудливым хвостом, огибая ряды с железными сиденьями.
Студенты со спортивными сумками; мужики, которые работают в Тюмени вахтой по неделе, а на выходные возвращаются домой, к семье; бабуси с тряпичными сумками, в которых они подолгу ищут документы на льготный проезд… Вот типичная публика в этой очереди. Стоять порой приходится долго, но люди редко разговаривают между собой, лишь недовольно проворчат что-нибудь себе под нос, пропуская вперед очередного «броневика». Так здесь в шутку называют тех, кто заранее забронировал билет в столе заказов и может выкупить его в любой кассе без очереди, за полчаса до отправления.
Кстати, о столе заказов. Услуга эта появилась на автовокзале пару лет назад и сразу стала весьма популярной, несмотря на то, что сбор за заказ составляет 29 рублей. Популярность эта имеет обратную сторону — дозвониться в стол заказов стало так же сложно, как в регистратуру поликлиники, если не хуже. Можно целый день провисеть на трубке, слушая унылые гудки и просьбу: «Все операторы заняты, дождитесь ответа». А недавно раздраженный и уставший оператор в сердцах признался мне, что на самом деле он всего один.
В любую справочную всегда тяжело дозвониться. Но можно создавать альтернативные источники информации. Например, на железнодорожном вокзале, кроме справочной, есть дежурный. А узнать расписание движения поездов, цену билета и заказать его можно и по Интернету. Пора бы и автовокзалу перенимать полезный опыт.
Те, кто отстоял свое в очереди или пробился-таки в стол заказов, и, наконец, получил заветный кусочек бумаги, занимают место в зале ожидания или бродят в поисках чего-нибудь ненужного по лавочкам на втором этаже, где продаются пластмассовые пупсы ядовитых цветов, открытки, семена и бакалея. Или мудрят над сканвордами.
Сканворды и периодику продают в киоске «Роспечать» здесь же, на втором. Иногда я покупаю у серьезной дамы средних лет субботний «Тюменский курьер» и только что привезенный «Русский репортер», пахнущий типографской краской. У покупателей пользуются спросом газеты «Жизнь», «Теленеделя», женские журналы. А те, кто постарше, еще обязательно и подолгу присматриваются к витринам и покупают какую-нибудь приятную мелочь — фломастеры, раскраску или маленькую пластмассовую машинку. Видимо, внучатам.
Иногда киоскерша радует забавными акциями:
— Купите номер «АиФа» — в подарок первый том Большой Энциклопедии.
Никого с «АиФом», и уж тем более с энциклопедией под мышкой, я в этот день на автовокзале так и не увидела.
Можно продолжить экскурсию по второму этажу и заглянуть в буфет. Народу здесь всегда не очень много. Потому что лучшее, что есть в буфете, — это фотографии разных автобусов на стенах и косички с маком. Вся остальная еда не вызывает большого доверия и к тому же дорогая. Усугубляет впечатление то, что в буфете — самообслуживание. Чаще всего посетители не утруждают себя тем, чтобы убрать со стола крошки и грязную посуду.
— Начинается посадка на рейс 502, следующий по маршруту «Тюмень — Курган», через Исетское, Боровлянку. Просьба к пассажирам пройти на посадку, — этот голос в динамиках тоже не меняется уже пять лет. Он даже стал родным и знакомым. После объявления на платформу вываливается очередная волна пассажиров.
…Иногда, чтобы не было грустно, я заставляю себя думать, что за словосочетанием «междугородные автобусные перевозки» скрывается нечто большее, чем просто неуютный автовокзал, большие очереди и все возрастающие цены на билеты. Это сотни и тысячи людей, которые хотят быть ближе друг к другу и, отстояв очередь в кассе, берут заветный билет в пункт N.
***
фото: В зале ожидания.