X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Академик нарисовал студентам картину будущего

Стоит ли развивать альтернативные производства в Тюменской области или лучше сосредоточиться на восстановлении и развитии нефтегазового комплекса, получившего подножку в конце прошлого столетия?

Об этом говорил со студентами нефтегазового университета академик РАН Алексей Конторович. Он прочитал три лекции. В пятницу, 18 марта, Конторович поделился со студентами своим видением «задач и проблем инновационного развития нефтегазовой отрасли России в первые десятилетия XXI века». Подробно остановился на Западной Сибири. Академик считает, что наш край был на протяжении последних тридцати лет «локомотивом государственной экономики», принося до 70 процентов валютных поступлений в казну. И в ближайшие десятилетия таковым и останется. Это подтверждает и то, что на рубеже веков в число нефтедобывающих районов вошел юг Тюменской области.

— Оптимисты утверждают, что Уватское месторождение будет давать по десять миллионов тонн нефти в год, — говорит Алексей Конторович. — Я в это не очень верю. Но сам факт разработки нефти на юге Тюменской области — очень значимый.

Разговоры о том, что нефтяные запасы в Западной Сибири заканчиваются, а добывать нефть из малодебитных скважин нерентабельно, Конторович считает, по меньшей мере, необоснованными. Или лоббистскими: таким способом добывающие компании добиваются налоговых льгот и других преференций от государства.

— Чтобы узнать, каковы реальные запасы нефти и газа, нужно провести государственную экспертизу, — объяснял студентам нефтегазового университета Алексей Эмильевич. — Последняя государственная экспертиза ресурсов была проведена почти тридцать лет назад — в начале 80-х. Сегодня сделать подобный объективный анализ мешает закрытость информации. Нефтегазовые компании не хотят сообщать реальные объемы запасов. Необходима инициатива со стороны государства.

И это лишь одна проблема. Есть другая — несовершенство «Закона о недрах».

— Мы тратим на геологоразведку полтора процента прибыли добывающих компаний, это в десятки раз меньше, чем в США или арабских странах, — говорит академик. — «Закон о недрах» не позволяет государству управлять воспроизводством минерально-сырьевой базы. Ликвидирована геологоразведочная служба страны, целиком и полностью зависящая от сырья. В 1980-е годы в «Главтюменьгеологии» работали сотни геологов, бурение исчислялось миллионами метров проходки. Сегодня по всей стране пробурено лишь 600 тысяч метров разведочных скважин. Мы не проедаем, как сказал в свое время Владимир Путин, а уже доедаем запасы, разведанные Советским Союзом!

Между тем, «нефтянку» хоронить слишком рано, считает ученый. Еще масса разведанных и неразведанных месторождений ждут своего часа, в том числе в Восточной Сибири и в Северном Ледовитом океане. «Это база топливно-энергетического комплекса страны на вторую половину 21-го и на 22-й век», — говорит Алексей Эмильевич.

Перед будущими молодыми специалистами известный ученый-геолог поставил непростую задачу: нынешнему поколению инженеров предстоит вывести нефтегазовую отрасль на инновационный путь развития. Главную ставку, по мнению нашего гостя, предстоит сделать на добычу, транспортировку и переработку газа.

— По самым осторожным оценкам, к 2020 году годовая добыча жирного конденсатного газа в Западной Сибири будет составлять 145-175 миллиардов кубических метров, — продолжил Алексей Конторович. — А мощности газоперерабатывающих заводов в Западной Сибири — всего около 22 миллиардов кубических метров в год. Нужно строить новые, современные газоперерабатывающие заводы. Нужны также заводы по подготовке газа к транспортировке, потому что наши газопроводы рассчитаны на транспортировку метана. Жирную многофазную смесь они не возьмут. Это огромный инвестиционный проект, ключевая проблема промышленности Западной Сибири. Решив ее, мы сможем поднять экономику региона и страны на качественно новый уровень.

Алексей Конторович отметил также, что в Западной Сибири необходимо развивать нефтехимическое производство.

— Вся экономика США потребляет 7 млрд. куб. м этана в год, а у нас только в Западной Сибири будет добываться 7,5-8 млрд. куб. м, — резюмировал академик. — Нефтехимия — это все: одежда, обувь, стройматериалы, дороги. Почему в Европе дороги такие ровные и прочные? Потому что на 70 процентов они состоят из полимеров, и лишь на 30 — из битума и гравия. Впервые у нас появляется возможность перевести нефтехимию на хорошее, дешевое сырье. Но захочет ли российский бизнес модернизировать производство, когда-то приобретенное им за копейки и до сих пор приносящее прибыль? Ведь новое оборудование потребует немалых капиталовложений.

Захочет ли государство поправить наш бизнес — большой вопрос. Но это и есть инновационный путь развития нашей экономики. Об этом сегодня надо говорить.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта