Бедность как научная тема
Кандидату экономических наук Дмитрию Руденко — 27 лет. Более пяти из них он изучает проблему бедности.
В 2010 году Дмитрий выиграл грант губернатора Тюменской области и готовит к публикации монографию «Стратегии сокращения бедности в регионе».
— Такова реальность: молодым становится все сложнее устроить свою жизнь, — говорит Дмитрий Юрьевич. — Выпускник университета сталкивается с проблемой поиска работы — везде требуется стаж. А сложнее всего девушкам. С нашей экологией желательно родить ребенка до 25 лет. И куда она — с ребенком да без работы? Покупка квартиры с каждым годом переходит в разряд неисполнимой мечты.
— То есть выпускника университета можно считать бедным?
— Дело в том, что существует несколько концепций бедности. Именно об этом я пишу в первой главе монографии. Рассматриваю труды ученых по этой теме, анализирую мировой опыт. В нашей стране чаще говорят об абсолютной бедности. А это не совсем правильно.
— Абсолютно бедный — значит, совсем без денег?
— Это значит, что доход человека ниже прожиточного минимума, который установлен в регионе. Для Тюменской области это примерно пять тысяч рублей в месяц. Официальная статистика за 2009 год утверждает, что на юге области проживает 12,2 процента абсолютно бедных. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах — 8,7 и 7,8 процента, соответственно. Правда, если провести элементарные математические расчеты, то, скорее всего, бедность на юге области выше опубликованных данных. Есть исследователи, которые называют другую цифру — 20 процентов. Конечно, хотелось бы самому провести социологическое исследование по этой теме, чем я и собираюсь заняться в скором будущем.
Также можно говорить об относительной бедности. То есть о положении человека относительно других людей. Средний доход на юге Тюменской области — 17500 рублей. Вот и считайте: если доход меньше 8750 рублей, то можно говорить об относительной бедности. И доля относительно бедных, если верить статистике, составляет уже около 30 процентов.
— А это не слишком много?
— Смотря как посмотреть. Относительная бедность зависит от неравенства. Считается, что социальное развитие в обществе будет устойчивым, если доходы 20 процентов самых богатых будут превышать доходы 20 процентов самых бедных не более чем в 15 раз. На юге области доходы самых богатых превышают доходы «низов» примерно в девять раз. Таким образом, у нас сохраняется некий запас прочности.
Но во время экономического роста заработные платы повышаются. Вместе с этим подрастает и разница доходов населения. Абсолютная бедность уменьшается, а относительная — растет.
— А разве нельзя сделать так, чтобы бедных совсем не было? Сразу стали бы все счастливыми…
— На самом деле бедные нужны! В этом и состоит парадокс явления. С одной стороны, мы боремся с бедностью, а с другой — она необходима. Представьте, что было бы, если бы все население представляло собой, так называемый средний класс. Тогда выросли бы потребление и производство, ухудшилась бы экология. Но когда возникает колоссальное расслоение общества, начинаются народные волнения. Как, например, недавно случилось в Египте. Экономический рост в обществе прекращается, доходы населения падают, безработица растет, и общество попадает в некий порочный круг…
— Какие еще критерии бедности рассматриваются в вашей научной работе?
— Вообще бедность — это многогранное явление. Мы привыкли воспринимать бедность с точки зрения монетарного подхода. Но это слишком узко. Мне близка так называемая «концепция человеческого развития». Она включает в себя возможность человека быть здоровым, образованным и счастливым, учитывая доступность здравоохранения, образования, услуг ЖКХ в нашем регионе. Бедность можно рассматривать и с точки зрения питания, по образу жизни, жилищным условиям, можно учесть и субъективные оценки человека.
Например, бедными по жилищным условиям являются те, кто живет в общежитиях. Таких семей в 2009 году было четыре процента. 15 процентов не имели доступа к водопроводу, а 24 — к канализации. Таким образом, «бедность по жилищным условиям» в нашей области значительно превосходит «бедность населения по доходам».
— Значит, в регионе так плохо?
— Нет, конечно. Тюменская область занимает лидирующие позиции в России. По сравнению с другими регионами, уровень бедности у нас — один из самых низких. Наблюдается положительная динамика социально-экономического развития. Представьте, что в Ингушетии или Калмыкии доля бедных составляет треть населения. Но быть лидерами не так просто. Ведь с лидеров и требуют больше.
— К чему стремитесь вы? Выгодно ли быть в наше время ученым?
— Понимаете, наука — это не бизнес. Многие работают на энтузиазме. Кто-то имеет «теневые» поступления. Но ученых в регионе поддерживают. Когда я получил грант губернатора, почувствовал себя необходимым. Сразу стали появляться новые идеи, задумки. Надеюсь, что меня услышат, и я смогу внести свою лепту в научное знание.
***
фото: Дмитрий Руденко;Бедность может заставить выйти на улицу.