Призраки в солнечном свете
Для выпуска рубрики «Фотооткрытка» мы решили взять сразу четыре дома на улице Димитрова.
На их примере легко показать, что такое «тюменские дома-призраки» — осколки старинной Тюмени, от былой красоты которых теперь не осталось практически и следа, которые, скорее, пугают своей мрачностью, чем радуют глаз. Такие имеются на улице Осипенко, Казанской, Кирова, Комсомольской и многих других улицах города. В реестре памятников они значатся просто и одинаково — «жилой дом».
Дома на улице Димитрова не брошены. Они, как это принято говорить у специалистов областного комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия, «заморожены».
Но и это не совсем верное слово. Ведь «заморозка» предполагает укрепление старого деревянного дома, защиту от разрушения — пока не дойдут руки, пока не найдутся деньги на реставрацию.
В домах-памятниках на улице Димитрова до сих пор живут люди, так что о «заморозке» речи, по сути, не идет. Эти памятники архитектуры по-прежнему вынуждены в полную силу работать на людей: беречь от непогоды, от опасностей ночных улиц, давать тепло, воду, свет.
Справляются дома плохо — давно обветшали.
По информации комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия, свыше 50 процентов памятников деревянного зодчества используется как коммунальное жилье. Справедливо считается, что условия проживания в нем крайне неблагоприятны: крыши протекают, деревянные полы гниют, система отопления и водоснабжения работает с перебоями. Реставрационные работы либо не запланированы, либо отложены за неимением средств в долгий ящик.
Более 30 процентов объектов — в аренде или в пользовании бюджетных, общественных, детских, медицинских учреждений и организаций с очень ограниченными для надлежащего содержания зданий-памятников возможностями.
Лишь около 15 процентов памятников деревянного зодчества арендуются организациями, способными проводить их реставрацию и поддерживающий ремонт.
Есть хороший пример: несколько лет назад приватизировали подвал памятника архитектуры на улице Ленина, 46. Теперь там расположена популярная чайная «У Раневской». Причем хозяева подвала отреставрировали и надземную часть особняка, превратив его в ресторацию. К сожалению, так везет не всем памятникам.
… Если бы наша рубрика называлась не «Фотооткрытка», а, например, «Охрана старины», то можно было бы продолжить рассказ о старинных деревянных домах в прежнем ключе. Однако наша первостепенная задача — показывать городские картинки.
Вот, например, такая: на улице Димитрова в этот солнечный мартовский день — тихо. У дома N 56, многоквартирного памятника деревянного зодчества, мужчины ремонтируют старый автомобиль; ребятишки зарываются в сугроб, словно в пляжный песок; где-то во дворе тявкает собака.
Дому больше сотни лет, это заметно по покосившимся ставням, потемневшему дереву стен. Но он очарователен своей хрупкостью.
Идем к началу улицы, отыскивая еще три интересующих нас памятника: дома NN 6, 4-а и 1. И вдруг попадаем. словно бы даже не в Тюмень, а, например, в Польшу или Молдавию, дойдя до каменного одноэтажного дома N 4-а, белоснежного от солнца и побелки. Такие в деревянной Тюмени — редкость.
Долгие годы этот дом, выстроенный мещанином (имя его не сохранилось) в начале XX века, служил для одной семьи. Потом его перепланировали под коммунальное жилье. Но сегодня у дома снова один владелец, о чем нам сообщила пожилая женщина-соседка, обеспокоенная ведущейся на улице внезапной фотосъемкой. А раз хозяин есть, значит, дом не рассыплется в прах, по крайней мере, хочется в это верить.
Дома NN 1 и 6 — многоквартирные — все еще хранят обаяние деревянной Тюмени, дышат им.
… Призраки домов при свете яркого весеннего солнца выглядят уютными. Особенно если ты сам в них не живешь.
***
фото: Белоснежный дом N 4 нетипичен для Тюмени;На улице Димитрова памятники архитектуры стоят в ряд;Резные ставни — главное украшение старинных деревянных домов;Дом N 56 еще выполняет функции жилья