Скорая, бесплатная и… дорогая
Недавно тюменских врачей удивил… американец. Он категорически отказался вызывать скорую, хотя температура у него была 39,5.
Мы все привыкли к тому, что скорая примчится по первому же требованию (хоть и не моментально). Ругаем ее, если ждать приходится дольше, чем хотелось бы. Но плохо представляем, насколько тяжел этот труд, и с какими проблемами сталкивается персонал скорой помощи.
К услугам скорой мы прибегаем, как правило, в самых экстренных случаях. Когда такие произойдут, не знает никто, кроме. медицинских статистов. Они даже посчитали, сколько непредвиденных вызовов должно быть на тысячу городского населения — 228.
Правда, жизнь не совсем вписалась в статистические рамки. Как сообщила на недавнем отраслевом совещании по здравоохранению Ольга Остроумова, главный врач тюменской скорой, фактически число вызовов оказалось в половину больше — 348. Так что сверхнормативная работа — налицо. При этом наши медики смогли сохранить на том же уровне «среднее время ожидания обслуживания» — чуть более десяти минут.
Впрочем, жалобы от горожан все равно поступают, но в общем объеме вызовов такие претензии, по словам Остроумовой, составляют не больше 0,1%.
Всего на тюменской станции скорой помощи работают около 700 человек, в том числе 100 врачей и 329 фельдшеров. Серьезных проблем с кадрами, по мнению Ольги Александровны, сейчас нет. Ситуация, по сравнению с той, что была несколько лет назад, выровнялась. Выбивает из колеи сейчас, скорее, не абсолютный, а относительный дефицит, связанный с временной нетрудоспособностью работников. Когда каждый человек на счету, 28 ушедших в декрет или в отпуск по уходу за ребенком, и еще 27 периодически сдающих сессию -чувствительная потеря. Оставшиеся вынуждены нести двойную нагрузку, и не все соглашаются на переработку.
К тому же, зарплата на скорой, как во всей муниципальной медицине, не слишком высока: в среднем 29 тысяч рублей у врачей, 19 тысяч — у фельдшеров и девять тысяч — у санитарок.
В среднем каждая из 38 выездных бригад совершает в сутки 1718 выездов к больным, и количество их год от года увеличивается. Объясняется это не столько тем, что люди больше болеют, уверена Ольга Остроумова, а тем, что скорая стала самым доступным и бесплатным видом медицинской помощи. Особенно для мигрантов, у которых нет прописки и регистрации. Они так и говорят: «В поликлинику нам ходить дорого».
Это проблема «политического масштаба», считает главный врач станции скорой помощи.
За рубежом существуют определенные ограничения, «фильтры» для вызова экстренных бригад (поэтому американский рабочий тюменского завода «Шлюм-берже» и отказался от услуг скорой), у нас же эта помощь, действительно, общедоступная. Хотя дешевой ее назвать нельзя. Во всем мире скорая медицинская помощь в обслуживании и содержании — одна из самых дорогих.
В Тюмени, чтобы снизить затраты и сократить количество необоснованных вызовов (в общем количестве они составляют, по разным оценкам, 20-30%), организовали консультативную помощь старшего врача. Специальная компьютерная программа на уровне телефонного опроса помогает врачу определить категорию срочности вызова для конкретного пациента. Звонков «телефонному доктору» поступает достаточно много.
Казалось бы, такие консультации должны снять проблему, но диспетчеры столкнулись с другой тактикой: чтобы врач приехал на дом, звонившие иногда заведомо «утяжеляют» описываемые симптомы заболевания.
Конечно, к ухищрениям люди прибегают не от хорошей жизни. Медицинское обслуживание становится дороже и дороже. И, несмотря на постоянные призывы сделать его доступным, оно все дальше уходит от бесплатного идеала.