Вот так и Володя Шарапов ловил свою «Черную кошку»
Следователь, как и сапер, ошибается один раз. Разница в том, что искатель мин рискует чаще своей жизнью, а допустивший ошибку охотник за преступниками — распоряжается жизнями других людей.
… В 2003 году в Тюмени пропала женщина. В один из вечеров она не вернулась с работы домой. Заявление о безвестном исчезновении поступило в милицию только в 2004-м. Дело в том, что мать пропавшей женщины поддерживала с ней связь в основном по телефону, потому что живет далеко от города — в деревне. Когда дочка перестала звонить, мать еще несколько месяцев надеялась на лучшее — может, та сама объявится…
Не объявилась. За дело взялся следователь и умудрился допустить даже не одну, а сразу несколько ошибок — начал искать пропавшую с того года, когда поступило заявление, а еще поленился забрать у врачей результаты запросов, которые делал в больницы.
Прошло три года. Женщину так и не нашли. Дело перешло к другому следователю — он повторил запросы и «заглянул» в 2003 год. Первым пришел ответ из загса. Оказывается, женщину похоронили как раз в 2003-м — ее сбил автомобиль недалеко от дома.
Дело закрыто. А в семье погибшей — трагедия. Несколько лет ее близкие жили бесполезной надеждой.
— И такие ошибки непростительны! — уверен следователь-криминалист Энок Мартиросян.
Он считает, что можно стать настоящим профессионалом, только опираясь на практический опыт — личный и товарищеский. Поэтому и решил начать доклад на конференции, которая на днях прошла в прокуратуре Центрального округа, с реальных историй.
Послушать докладчиков собрались тюменские следователи, приехали на конференцию и молодые специалисты из районов. Задавали вопросы, аккуратно записывали в блокноты тезисы.
— Но этот блокнот с собой на место преступления не возьмешь, — говорит Энок Васгенович. — Нет, взять, конечно, можно, вот только времени в него заглянуть точно не будет.
Получается, основные «инструменты» следователя — это собственные знания (без шпаргалок), наблюдательность, интуиция. А еще — шариковая ручка, планшетка и прикрепленный к ней чистый лист бумаги — протокол осмотра места преступления. То, что следователь не запишет в протокол в первые же часы работы, так и канет в Лету. Это нельзя будет считать ни подтверждением вины, ни доказательством невиновности.
… — Ага, как раз вот так по месту преступления ходят плохие следователи! — восклицает Мартиросян, а оператор с камерой на плече отскакивает в сторону — он распинал все гильзы, разбросанные на полу бутафорского магазина.
Сюда, на криминалистический полигон Тюменского юридического института МВД, молодые следователи, их старшие наставники и журналисты приехали сразу же после окончания теоретической части конференции.
Сначала похихикали над резиновыми буханками хлеба и пустыми коробками сока, расставленными на полках. Но после вступительного слова следователя-криминалиста Сергей Федорова молодежь призадумалась: ограбление магазина с убийством (в роли убитого продавца — манекен) — одно из самых распространенных, банальных, но сложно раскрываемых преступлений.
То есть если следователь затопчет все следы, раскидает гильзы и распугает возможных очевидцев, преступника он никогда не найдет. Разве что случайно…
Начинающие следователи достали планшетки, и пошли осматривать магазин, внимательно глядя под ноги. Под строгим руководством Энока Мартиросяна они замеряли лазерным дальномером расстояние от гильзы до стены, осматривали «тело» манекена, доставали из снега главную улику — брошенный преступником около входа в магазин пистолет.
— Такие занятия — это, конечно, хорошо, — смотрит Мартиросян на то, как молодые люди делают записи в протоколах. — Однако составлять впечатление о следователе сейчас нельзя. Оно будет обманчивым.
Настоящий талант проявляется только в реальной работе — когда вокруг горе, слезы, близкие погибших. Здесь следственными навыками не обойдешься. Волей-неволей придется переквалифицироваться в психолога.
Кстати, не верьте байкам, что к этому можно привыкнуть. Чем опытнее следователь, тем ближе к сердцу он принимает все происходящее. Другой вопрос в том — как он умеет контролировать свои эмоции.
… Преступника, ограбившего магазин на улице Амурской и застрелившего продавца, в этот день так и не нашли. Не потому, что команда молодых специалистов плохо сработала, а потому что бандита просто не существует. Нет и пострадавших — манекен не в счет.
Зато теперь в арсенале начинающих следователей есть много практических советов и наставлений от старших товарищей.
***
фото: Хоть и манекен, а все равно неприятно;Замерить расстояние от стены до гильзы тоже нужно уметь.