Здравствуй, дорогая Масленица!
Кто-то раньше, а кто-то только в понедельник спохватился, что Масленица пришла. Самое время печь блины.
Дело нехитрое, если есть сковорода, плита и желание. Правда, еще нужно прикупить составляющие, без которых блины не получатся: масло, яйца, муку. Намеренно умаляю достоинства молока в этом наборе. Чем проще рецепт, тем быстрее приготовление. Да и дешевле!
Итак, в поисках необходимых продуктов я отправилась по известным всем горожанам торговым точкам. Если бы мне просто хотелось испечь блины, проблемы не было бы никакой. Все это, как правило, есть дома, под рукой. Но ради эксперимента пришлось посетить и гипермаркет, и рынок, и даже киоск на улице. Суть исследования, которое проводилось 1 марта, — найти самый дешевый вариант приготовления блинов, а заодно и получить информацию о ценах. Как они, растут — не растут?
В супермаркете «Мосмарт», которые многие тюменцы считают демократичным и удобным магазином, в рабочий день всегда много пенсионеров. Они приезжают сюда и на рейсовых, и на специальных автобусах гипермаркета. Потому что в выходные здесь — столпотворение. Впрочем, не только тишь да благодать в торговых рядах привлекают сюда пожилых людей. Цены в гипермаркетах малость добрее, чем где-то еще. А у пенсионеров каждая копейка на счету.
Мука, без которой блины не блины, встретила нас симпатичной ценой ялуторовских (заметьте — местных!) производителей. Двухкилограммовые упаковки отборной пшеничной муки, выставленные на видном месте, украшали ценники с цифрами 34,99 рубля.
Забегая вперед, хочу признаться, что дешевле муки в этот вояж я уже не встретила. И про 99 копеек тоже хочется сказать отдельно. Ими дополняют практически все цены в больших магазинах. Покупатель, к своему несчастью, воспринимает первые две, выделенные крупным шрифтом, и с удивлением обнаруживает уже дома, что покупки были приобретены почти на рубль дороже. «Да ладно, — думаем мы, — все равно на рынке цена побольше». К сожалению, это правда. Рыночные цены до упорства стабильны. Причем он и тонко реагируют на команду взлетать вверх и неохотно отступают в сторону снижения. Даже после рекомендаций правительства. Тому доказательством — январский взлет цен на продукты и последующее их падение с вызывающим скрипом.
Самой дорогой мукой в «Мосмарте» оказалась «алтайская» -53,99 руб. Раскрученная «Макфа» продавалась по 43,99 руб. за два килограмма и 23,99 — за один.
На рынке, который оказался следующим на моем маршруте, самая дешевая двухкилограммовая «Алейка» продавалась за 40,50 руб. В принципе, разлет цен невелик, а если еще принять во внимание категории — от второсортной до высшей, — то мука пока еще держится. Может, и потому что любителей печь и стряпать не так много. Разве что в Масленицу.
Масло. Чаще для выпекания блинов используется подсолнечное. Об этом продукте трудно рассуждать без эмоций. С прошлой Масленицы скачок цен на растительное масло составил, чуть ли не 100 процентов!
Нынче «постное», как его величают в народе, подтягивается к ста рублям за литр. На некоторых бутылях появилась такая хитрая приписочка — «С добавлением оливок», которая сразу увеличила цену до 88,99 руб. Такие бутылки украшают полки гипермаркета.
На рынке самое простое растительное масло стоит 63 руб., самое дорогое — 73. Но это совсем не те сорок рублей, которые отдавала я в прошлом году на весенней сельхозярмарке. Хотя без масла блины не испечь. Так же, как и без яиц.
В продаже куриных яиц многие факторы определяют конечную цену. Это и наличие фирменной упаковки, и размер, и качество (в смысле, сорт). Поэтому и ценники уже давно не пугают. А рост, если и есть, — незначительный. Благо, в округе имеются крупнейшие поставщики яиц.
При выборе этого продукта в первую очередь все же смотришь на качество, ведь страдать расстройством желудка никому не хочется. Вот поэтому большинство покупателей стараются брать яйца крупные и, главное, свежие. А это лучше делать в супермаркете, где товарооборот лучше, и полки обновляются чаще. Собственно и разбег цен в яйцах всяких категорий невелик — от 33 до 45 руб. за десяток. Самые дорогие яйца, в рамках эксперимента, я нашла все-таки на полке «Мосмарта». То были «Пышминские, отборные» по 50,99 руб.
А теперь то, о чем хотелось написать с самого начала. О малом бизнесе. Не более недели назад в ряду киосков, что торгуют в первую очередь напитками и пакетами с непортящимся содержимым, появился новичок. На витрине этого киоска я обнаружила… муку и подсолнечное масло не высшего качества. Искомые продукты стоят в нем 49 руб. (два кг) и 69 руб. (один литр). И крупы на полке этого ларька дороже, чем в магазине. Наверное, это реакция частного бизнеса на волнение цен. Есть возможность заработать, купив где-то дешевле, а продав — дороже. Собственно, все так и начиналось в трудные девяностые, когда зарождающийся частный бизнес умело, переносил товар из одного места в другое, ловко меняя ценники.
Теперь же маржа (торговый интерес продавца) легко зарабатывается на приобретении продуктов в гипермаркетах и реализации в своей вотчине. А вы не замечали, как иной раз в маркетах покупатели рассчитываются на кассах за полные корзины пакетов крупы или муки? Вообще-то, раньше это называлось спекуляцией.
Так то раньше…