Имя, оставшееся на табличке
Дом Ф. С. Чираловой. Дата постройки — конец XIX века.
Известный тюменский купец Николай Чукмалдин когда-то с печалью писал, что те купеческие фамилии, которые гремели в Тюмени в середине XIX века, практически исчезли к концу столетия.
Среди прочих исчезла и фамилия Чираловых, хотя в прежние времена купца Сергея Степановича Чиралова, что занимался кожевенным делом, в Тюмени знали все. Сегодня же о нем напоминают разве что архивные документы, исторические справки и памятная табличка, что украшает деревянное здание на углу улиц Семакова и Володарского.
Человеком он слыл предприимчивым, дела у него шли хорошо. Тюменские кожи славились по всей Сибири. Даже в столице знали про сибирских кожевенников. Завод Сергея Степановича находился на левом берегу реки Туры — в Зареке, а дом — в центре, на перекрестке улиц Знаменской и Подаруевской (современные Володарского и Семакова).
И все, казалось бы, располагало к тому, чтобы фамилия и род Чираловых процветали еще долгие годы, но сыновей у Сергея Степановича не родилось, продолжить кожевенное дело оказалось некому. Вместо этого были у купца две дочери — старшая Виринея и младшая Филанида. Имя младшей как раз выбито на мемориальной доске. Филанида оказалась последней владелицей дома.
Если заглянуть в короткую семейную историю Чираловых поглубже, то можно узнать, что купеческие дочери получили хорошее образование, окончив женскую прогимназию, что как раз находилась напротив их дома. Филанида, кстати, так и не выйдя замуж и сохранив отцовскую фамилию, из гимназии не ушла. Почти всю жизнь она преподавала там рукоделие.
Имя старшей сестры Виринеи встречается в документах не только рядом с отцовским, но и рядом с именем ее мужа Константина Попова — человека в Тюмени известного. Он служил юрисконсультом в городской Думе, занимался частной практикой. Было время, когда «Сибирская торговая газета» почти в каждом номере печатала объявление о том, что частный поверенный Попов принимает на себя ведение гражданских и уголовных дел во всех судебных инстанциях.
Константин Васильевич был востребован и как общественный деятель. Он принимал активное участие в работе разного рода комиссий, депутаций, присутствий, которые решали важные для города проблемы. А еще он являлся членом правления приказчичьего клуба, который в то время был средоточием культурной и общественной жизни Тюмени.
После смерти купца Сергея Чиралова цокольный кирпичный этаж его дома приспособили под частную контору Попова и агентство Первого Российского страхового общества, агентом которого служил сам Попов. Второй этаж оставался жилым.
Можно только позавидовать сестрам Чираловым: они жили в одном из красивейших районов города. Напротив их дома по-прежнему стояла женская гимназия, где они учились, неподалеку -знакомый и любимый ими с детства Знаменский собор. Район, кроме того, слыл безопасным: здесь находилось полицейское управление.
Жили в достатке. Не просто дом был у Чираловых, а целая усадьба с конюшней, каретником, баней, сеновалом, прачечной, другими постройками для челяди. Говорят, был еще флигель, где жил мировой судья первого участка Тюмени надворный советник Отто Штольц. Теперь от этой роскоши остался только дом с пристроенными крытыми сенями.
… Говорят, что он похож на своих хозяев. Такой же по-купечески основательный, простой, верный сибирским традициям, добротный: крепкие бревенчатые стены, покрытые тесом, кирпичный цоколь. Зато объемные ажурные наличники (резьба плотная, резкая, стремительная) до сих пор притягивают внимание. Именно благодаря нарядному декору дом выглядит не суровым или тяжелым, а узорчатым памятником тюменской архитектуры конца позапрошлого века.
Правда, по наследству ни дом, ни, как уже было сказано, кожевенное дело потомкам Чираловых так и не были переданы. В 1920-х годах в доме разместилось управление милиции, позднее его передали под жилье сотрудникам педагогического училища.
Большую часть ХХ века дом использовался как коммунальное жилье для нескольких семей. Сегодня в купеческом доме работает модный ресторан «Золотая черепаха».
***
фото: