Ох, уж эти паразиты, или тайны лаборатории
В школьном учебнике биологии было много интересных картинок и разделов. В ту пору особенно будоражила мое сознание глава «Паразиты». На уроке девочки жмурились, а мальчишки смеялись.
Наталья Григорьевна Стекленева, врач-паразитолог, выпускница Омского государственного ветеринарного института, с 1993 года работает в тюменской ветеринарной лаборатории, и учебником биологии ее не испугаешь. Паразиты — ее профессия. Она знает их по именам и «в лицо».
И ТАКИЕ БЫВАЮТ КОЛЛЕКЦИИ
За стеклянной дверцей шкафа стоят баночки, бутылочки и пробирки с мертвыми паразитами — это препараты. Их здесь больше десятка. Я не успевала жмуриться.
— Что бы вам показать?.. Где тут у меня была мышка. Мышка-норушка, — смеется Наталья, доставая из стола плоские ящики. В них хранятся маленькие стеклышки с надписями: заяц, мышь, лошадь. Но это не просто стекла — это тоже препараты. Правда, разглядеть их можно только под микроскопом. Это яйца паразитов, которые нашли в организме мышки или другого животного.
— Вот она, мышка… Посмотрите. Маленький, свернутый в клубок червячок — это трихинелла, — поясняет Наталья, пока я разглядываю эту миллиметровую «красоту» под микроскопом.
Червячок на самом деле очень красивый. Полупрозрачный и, кажется, совсем беззащитный. Однако это совсем не так. Трихинелла может вызвать тяжелое заболевание — трихинеллез. Паразиты попадают через желудок в кровь. Оседают в мышцах и могут жить в организме до 15 лет. Именно поэтому в лабораторию привозят мышцы крупного рогатого скота на исследование. Если Наталья обнаружит личинку трихинеллы, то тушу утилизируют. В районе, где поймано зараженное животное, будет запрещена охота на диких животных.
Каждый год врач Стекленева исследует больше восьми тысяч проб, взятых у коров и иного скота. Трихинеллу она находила несколько раз.
— Не помню, в каком году уже. В 95-м или 96-м я впервые увидела трихинеллу. Со всех отделов звала работников, чтоб посмотрели находку. В Тюмень тогда импортную свинину завезли. Вы не бойтесь, трихинелла редко попадается в Тюменском районе, — улыбается Наталья. — Вот последний раз в 2009 году в Казанке случай был.
Однако с любым материалом она работает как с зараженным. Таковы правила безопасности. Вот она размельчила мышцы дикого кабана, которого принесли с утра на анализы. Сейчас этот фарш будет переваривать специальный аппарат. Внутрь прибора Наталья вливает искусственный желудочный сок. Через 50 минут то, что получилось, можно будет смотреть под микроскопом.
А пока Стекленева рассказывает нам о драгоценных препаратах. Она любит свою работу и всех, даже самых противных паразитов, называет ласково.
— Смотрите — аскаридики, — показывает она банку с длинными серыми червяками. — А вот кролика частники поймали. Скакал в районе Плеханово. Между мышц мы нашли личинки цестоды, похожие на горошины. Присмотритесь, какие у личинки присосочки. Давайте еще под микроскопом покажу.
ПРИРОДНАЯ КРАСОТА
Наталья по-своему любит всех паразитов — точнее, относится к ним с непреходящим профессиональным интересом. Когда находит какое-нибудь яйцо, сразу же читает книгу, смотрит в компьютерных данных. Хотя за 18 лет работы пересмотрела все виды и знает о паразитах больше, чем написано в книге.
Дети не разделяют маминых взглядов на паразитов. Может, просто на них нужно немного иначе смотреть…
— Им это противно. Да и работа у нас низкооплачиваемая, — смеется Наталья.
Тем временем аппарат стих, переварил фарш, и самое время приступить к анализу мышечных волокон. На прозрачное стекло Наталья капает немного коричневой жидкости из агрегата и приглашает нас полюбоваться на мышечные клетки. Их там видимо-невидимо. Чтобы рассмотреть все, понадобится полчаса, а то и больше.
— Я радуюсь, когда что-нибудь нахожу. Но личиночку трихинеллы обнаружить мне совсем не хочется. Многих паразитов из организма можно вывести, а трихинелла наиболее вредная… — говорит Наталья, глядя в микроскоп.
Сейчас в лабораторию на анализ поступает множество «экзотики». Так доктор Стекленева называет декоративных кроликов, шиншилл и мышей. За прошлый год она исследовала две сотни проб. Редко обращаются в лабораторию пчеловоды — за 2010 год исследовали только шесть пасек.
Но работа всегда найдется. В перерывах Наталья читает литературу по паразитологии, научные статьи, ведет документацию.
Когда она узнала, что у меня дома живут кошка, собака и крыса, то сразу предложила принести их пробы на анализ. Лучше узнать, что они здоровы, и жить спокойно, считает врач.
— Как бы вы ни любили своих домашних животных, целовать их не стоит. Вы сходите к нашим вирусологам, они расскажут подробнее, почему! — засмеялась Наталья.
… За работой она становится молчаливее: исследование требует внимания. Мы решили уйти, чтобы не мешать. Только перед уходом спросили, есть ли такие живые существа, которые ей неприятны.
— Ничего не боюсь. Только мышей белых с красными глазами, — призналась Наталья.
***
фото: Наталья Стекленева начинает исследование;Вот так выглядят аскариды лошади;Наталья показывает нам свои препараты;Заведующий отделом вирусологии Александр Шестаков