X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Когда цены приходят в движение…

Даже в дорыночные времена многие горожане предпочитали покупать картошку у частников. Торговца с внушительным алюминиевым ведром, наполненным с верхом, можно было увидеть почти у каждого гастронома.

Деревенская картошечка всегда была вкуснее и качественнее той, что «отвешивали» вам в овощном, разнокалиберной и с комьями грязи. По утверждениям тех же частников, в магазинах продавали картошку второго сорта, которой в деревнях потчуют… поросят.

Не знаю, стоит ли этому верить, но картошка картошке всегда рознь. Одна «резиновая», другая — рассыпчатая. Понятно, и цена у каждой должна быть своя. И покупатель, наверное, не прочь платить хорошую цену за хороший продукт. Но если в магазине тебе предлагают грязную, с гнилью, картошку по цене деревенской, ссылаясь на «всеобщий рост цен», становится обидно за державу, где с екатерининских времен этот овощ считается вторым хлебом и потребляется в пищу практически каждый день.

События месячной давности, когда у картофельной цены «отказали тормоза», сбили с толку покупателей. Цены взлетели практически в два раза. Пятикилограммовое ведро у частника за 200 рублей?! При этом продавец кивал на торговую сеть, которая дружно подняла цены на овощи и другие продукты питания.

Остановить безбожный рост цен на некоторые социально-значимые продукты взялось правительство области. Постановлением от 21 февраля оно определило предельные размеры торговых надбавок к ценам на 18 видов продовольственных товаров, в том числе и картофель.

И мы поехали туда, где цена продукта делает первый шаг вверх, где, собственно, и начинается ценовая лестница — на известный оптовый рынок «Кольцо», что на Московском тракте. Здесь, конечно, картошка не растет. Ее сюда свозят из различных овощеводческих хозяйств области, страны и даже из-за рубежа. Естественно, себестоимость оторванного от земли овоща уже обросла транспортными расходами и накрутками за хранение и переработку.

Здесь работают в основном приезжие из ближнего зарубежья: грузины, таджики, узбеки. Тяжелой работой занимаются мужчины, перебирают овощи женщины. Их труд тоже оценивается в копеечку и суммируется к отпускной оптовой цене.

Михаил Калянов

— Месяц назад цена закупочная поднялась до 32 рублей, а сейчас упала до 25, — говорит сопровождающий нас по рынку администратор Афган, азербайджанец. Увидев нас в сопровождении начальника, рабочие охотно позируют, а самый смелый попросил у фотокорреспондента камеру и стал щелкать своих напарников. На обратном пути в редакцию мы станем утопически пересчитывать: сколько нужно реализовать товара и по какой цене, чтобы мечта продавца картошки осуществилась, и у него был такой же дорогой фотоаппарат.

… Идем по рядам. Радует глаз голландская картошка, крупная, продолговатой формы, этакая торпеда, со светлыми гладкими боками. Одной штуки хватит на обед взрослому человеку. Продавец смело называет оптовую цену -40 рублей за килограмм. Конечно, такой овощ не для массового потребления, а для гурманов. Но каждый день «голландку» тоже не поешь. Дороговато.

В соседней сетке хорошо знакомая, местная — по 32 рубля. Идем дальше — находим и по 23, и по 25 рублей, эта приехала из Ембаево и не претендует на элитность.

Вот от этой цены, собственно, мы и будем плясать сегодня. Согласно тому же постановлению правительства максимальный размер торговых надбавок к отпускным оптовым ценам от производителей и поставщиков продуктов питания на ряд товаров не должен превышать 15%. Получается, что двадцатитрехрублевая картошка, прибыв на прилавок магазина, должна стоить 26 рублей 45 копеек? Это что-то из области фантастики. А если к тому же магазин работает напрямую? А в торговой сети мытый продукт нам предлагают за 51 рубль. Тот, что имеет непотребный товарный вид, — 31,60.

… Теперь едем к хорошо мне знакомому частнику дяде Мише, что торгует всегда на одном месте, чем и нажил себе много завистников и откровенных врагов. Каждый день в десять часов утра он на рабочем месте. Народ идет к нему, обходя стороной магазины.

— Только не надо меня фотографировать, — просит дядя Миша. Говорит, раз написали в газете, потом проходу от милиционеров не было. Мол, не положено здесь торговать, место не приспособленное. Но он все равно продает картошку и зимой, и летом, сейчас предлагает на выбор два сорта. Добротных. Как раз таких, что не для поросят. Сама пробовала эту рассыпчатую картошку, привезенную из Ялуторовского района. Отдаю за пятилитровое ведерко, в котором, по словам продавца, 5,3 кг, 200 рублей. На круг выходит 37,7 за килограмм.

Решения, принятые на областном уровне, на дядю Мишу не распространяются. Он один из тех, кто был и остается участником рынка, где цену определяет спрос. Он составляет серьезную конкуренцию розничной сети, и, предлагая качественный товар, не привык отступать. Подорожала картошка, значит, так тому и быть. А нам, покупателям, остается только выбирать между дорогим и дешевым.

***
фото: Картофельные залежи;Тяжелой работой занимаются мужчины

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта