X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Арестантские подводы и рельсы к новым местам

10 февраля 1911 года состоялось чрезвычайное заседание городской Думы.

Первым вопросом повестки дня стало обсуждение предложения тобольского губернатора Д.Ф. фон Гагмана относительно вопроса о переложении этапной повинности «из натуральной в денежную с отнесением ее на суммы губернского земского сбора».

Согласно 261-й статье Устава «О земской повинности» от 11 ноября 1899 года «натуральные земские повинности отправляются в каждой губернии всем ее населением…» Речь, в частности, шла о содержании подвод для перевозки больных арестантов и сопровождении их, когда с ними не было военного караула. Принимая во внимание тот факт, что право изменения способа выполнения повинностей было предоставлено городским Думам, губернатор просил безотлагательно высказаться, «согласна ли Дума на переложение лежащей на городе Тюмени этапной повинности на суммы губернского земского сбора».

В процессе обсуждения представители городской управы сообщили, что выполнение повинности по перевозке арестантов на подводах из Тюмени к ближайшим станциям сдавалось управой с торгов. С 1 июля 1910 года по 1 июля 1911 года перевозкой занимался крестьянин А.Е. Таратунин, выигравший торги за плату в 900 рублей.

На основании Высочайше утвержденного 28 апреля 1892 года мнения Государственного Совета половинная сумма действительно произведенного городом расхода по перевозке арестантов принималась на счет Государственного казначейства.

Этапная повинность за четыре последних года (1906-1909) уменьшила городские средства на 1474 рубля 91 копейку. Средняя сумма годового расхода составляла 368 рублей 72 копейки. Расход касался исключительно перевозки арестантов до первых станций по Тобольскому, Ялуторовскому и Туринскому трактам. Кроме того, с 9 декабря 1910 года на городское управление была возложена обязанность по перевозке больных арестантов и их клади от станций железной дороги до тюрьмы и обратно. За такую перевозку управа платила по 40 копеек с каждой подводы. Всего за декабрь 1910 года городом было выплачено семь рублей.

Сумму годового расхода по перевозке больных арестантов, за отсутствием опыта, не представили, но в любом случае, половинная часть этого расхода должна была быть принята на средства Государственного казначейства.

Выслушав и всесторонне обсудив доклад управы, народные избранники решили, что, выразив согласие на переложение этапной повинности из натуральной в денежную, город должен был вступить в общую губернскую разверстку расходов и потерял бы, таким образом, предоставленную государственной властью милость в виде возмещения затраченных денег из государственной казны.

Исходя из этих соображений, Дума постановила: «Остаться при прежнем порядке отправления этапной повинности».

Следующий для обсуждения вопрос также поступил с подачи губернатора. Председатель восточного порайонного комитета особой комиссии, созданной для всестороннего исследования железнодорожного дела в России, обратился к губернатору с предложением рассмотреть в самое ближайшее время необходимость строительства подъездных путей к казенным железным дорогам. Такие пути могли бы быть сооружены со значительной экономией в расходах для казны: при их сооружении можно было бы использовать строительные материалы, отслужившие свой срок на магистрали, но являвшиеся вполне пригодными для обслуживания подъездных путей со слабым движением. Председателя комиссии также интересовал вопрос, на какую помощь (денежную, предоставление земли, стройматериалов и т.п.) могла бы рассчитывать казна со стороны учреждений и частных лиц в деле такого строительства.

В ходе обсуждения мнения гласных разделились. Подъездные пути являлись необходимостью в местах с затрудненной доставкой массовых грузов к центральным станциям железнодорожных магистралей. Управа считала, что в Тюмени таких трудностей не было, так как грузы доставлялись сюда водным путем, и их перегрузка с пароходов и барж производилась непосредственно в вагоны. Для города было важнее строительство хороших грунтовых дорог к существующим железнодорожным станциям, но этот вопрос был в компетенции другого ведомства.

Не согласившись с мнением управы, некоторые гласные полагали, что устройство подъездных путей оживило бы прилегающий к городу край, в особенности в тех местах, которые являлись более или менее отдаленными от железнодорожной магистрали. В этом отношении, как пример, назывались города Курган, Туринск и местность, прилегавшая к реке Тавде. Но привести какие-либо статистические сведения, обосновывавшие необходимость строительства именно этих подъездных путей, гласные не могли за недостатком времени для сбора информации.

Что касается вопроса о материальной помощи в деле устройства путей, то Дума не нашла возможным на нее согласиться: в казне просто не было свободных средств.

Н.Л. Галян — главный специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта