X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Автобус раздора? Или согласия?

Многие ожидали, что год начнется с повышения платы за проезд в автобусах. И пассажиры обрадовались, что этого не случилось. Зато не обрадовались водители автобусов. Как частных, так и муниципальных.

Разделение когда-то привилегированного класса водителей городских автобусов на «коммерсантов» и «муниципалов» с самого начала внесло раскол в некогда единый лагерь. Но тогда, в конце 90-х, казалось, что это деление было неизбежным и для города даже спасительным. После тяжелого перестроечного периода транспортная отрасль оказалась на грани краха. Подвижной состав катастрофически старел, а средств в бюджете на приобретение новых автобусов не было.

Спасительной соломинкой в этой ситуации оказались «частники», которые пришли со своими людьми и автобусами. Пусть не очень новенькими, но на ходу. Очереди на остановках стали заметно сокращаться, и скоро все стали забывать, что такое битком набитый автобус в утренние и вечерние часы пик. С «частниками» как с неизбежностью смирились. Хотя многие уже тогда опасались, что, придя на этот рынок, они начнут всеми правдами и неправдами вытеснять «городских» и со временем станут диктовать свои правила игры.

Но шли годы, и опасения, вроде бы, не оправдались. По крайней мере, пассажиры не замечали ожесточенной внутренней борьбы двух кланов. Только с ростом города и увеличением количества пассажиров появлялось все больше претензий к распределению машин на маршрутах, к самой маршрутной сети, к несоблюдению графиков передвижения, к участившейся некорректности водителей и кондукторов.

С каждым годом ком нерешенных проблем только увеличивался, а системного решения не было. Хотя сказать, что городская власть бездействовала, — нельзя. Приобретались новые машины, в том числе и малой вместимости. Были введены система автоматизированного диспетчерского учета, оплата проезда по транспортным картам для льготных категорий населения. Пытались перепрограммировать работу пассажирских автотранспортных предприятий, навести там финансовый и хозяйственный порядок.

Но… долги ПАТП росли, зарплаты водителей и кондукторов падали, а недовольство горожан работой пассажирского транспорта становилось все больше.

Для «муниципалов» последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало увольнение одного из старейших работников предприятия, а для «частников» — приостановление решения о повышении провозного тарифа. Да и момент казался «удачным» — один глава администрации города перешел на другую работу, а другой только приступил к исполнению этих обязанностей.

Смену власти уже не в первый раз транспортники воспринимают как «сигнал к действию».

Михаил Калянов

Более активную и даже агрессивную позицию с самого начала заняли «частники», которых больше, чем «муниципалов». В четверг на прошлой неделе они пришли к зданию городской администрации с требованием оплаты компенсаций за «льготников» и повышения провозного тарифа. Если не до 22 рублей, то хотя бы до 15. Дизельное топливо, запчасти, услуги автослесарей, оплата стоянки — все дорожает. Из чего все это оплачивать? Урезать зарплаты водителей и кондукторов? Первый заместитель главы администрации Тюмени Александр Моор сказал тогда, что разберется в ситуации и пригласит «частников» для совместного обсуждения проблем (встреча, как и обещал Александр Викторович, состоялась 15 февраля).

А в пятницу, 11 февраля, встречи с Александром Моором потребовали работники ПАТП-1. На собрание трудового коллектива пришло более двухсот работников предприятия. Вместе с первым заместителем главы администрации города на встречу пришли директор департамента по транспорту Дмитрий Войнов, заместитель главы администрации города, курирующий транспортную сферу, Сергей Роженцев.

— Проанализировав финансовое состояние предприятия за последние десять лет, можно сделать вывод, что богато вы никогда не жили, — начал свое выступление перед собравшимися Александр Моор. — Но если в 2003-2004 годах у предприятия еще была небольшая балансовая прибыль, то с 2008 года ситуация ухудшилась, начали расти убытки, и прогноз на ближайший год, который сделали экономисты, тоже не очень хороший.

Рассказал Александр Моор и об объеме бюджетных средств, которые были потрачены за последние пять лет на поддержку отрасли. В том числе в виде компенсации разницы в тарифе, бюджетных средств, на которые приобретались автобусы, выделено 1,1 миллиарда рублей. Плюс еще около миллиарда рублей — это субсидии, которые выплачивали на компенсацию за перевоз льготников. В общей сумме это примерно столько же, сколько в нынешних ценах будет стоить открыть дополнительно около тысячи мест в детских садах.

— Возникает вопрос, — продолжил Александр Викторович, — что делать дальше? Тратить деньги из бюджета в еще больших объемах? Выставить на приватизацию и продать предприятие? Придет частный собственник, наведет порядок… Но что меня не устраивает в этой ситуации: не все, скорее всего, при этом останутся на своих рабочих местах, да и предприятие новый собственник может перепрофилировать или даже продать весь этот имущественный комплекс и построить на его месте, например, жилье.

… Три часа на собрании пытались найти ответ на вопрос: что же все-таки предпринять? Как понизить расходы, при этом увеличив доходы предприятия и зарплату водителей и кондукторов? Ведь даже если резко повысить провозной тариф, это проблемы не решит. Таким образом, можно решить проблему 800 человек, сказал Александр Моор, но все остальные жители города тогда «на вилы нас поднимут».

Обсуждение было бурным, жестким. Водители и кондукторы высказывали в адрес руководства предприятия много жалоб и обид. Конструктивным оказалось лишь одно предложение — попытаться достичь справедливого распределения маршрутов между «частниками» и «муниципалами». Достичь такого «джентльменского соглашения», чтобы одни не мешали жить и зарабатывать другим. И чтобы при этом не пострадали ни интересы жителей города, ни финансовое благополучие ПАТП и его работников.

С этим предложением и было решено обратиться к «частникам». Вечером во вторник должна была состояться их встреча с Александром Моором.

***
фото: На собрании частных перевозчиков;Автобусное столкновение интересов

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта