Когда один художник говорит о другом…
Фильм начинается буднично: художник Михаил Гардубей собирается на пленэр.
Потеплее одевается, тесемкой перетягивает у щиколоток штанины своих брюк, чтобы снег не набился, ведь за окном — сибирская зима.
Камера следует за художником по заснеженным равнинам, следит за тем, как кисть оставляет на полотне густые следы масляной краски. Михаил Михайлович в отличие от многих художников, которые для съемок в телепередачах или фильмах приносят уже готовые работы и перед объективом просто «гладят» кистью холст, действительно пишет под прицелом камеры. И неважно, что на улице мороз, что краска быстро густеет и тянется нитью за кисточкой, что рядом мерзнет оператор Сергей Лыкасов. «Все должно быть правдиво», — говорит Гардубей.
Этим правилом руководствовалась вся съемочная бригада документального фильма «Жили два художника», который в четверг показывали гостям центра прикладного творчества и ремесел в музее ИЗО. На двух небольших экранах мелькали одинаковые кадры: Гардубей в снегу, Гардубей ходит по старым улочкам города Ужгорода, по окрестностям села Стригальня…
И хотя в кадре почти всегда оказывается Михаил Михайлович, фильм, скорее, рассказывает не о нем, а о другом художнике — Дмитрии Бобониче.
Эти художники — добрые друзья. Язык не поворачивается сказать об этой дружбе в прошедшем времени, хотя к имени художника Бобонича теперь добавляют слово «покойный». Оба живописца родом из Закарпатья, оба окончили Ужгородское училище прикладного искусства, приехали и обосновались в Тюмени, которая стала для них второй родиной.
Потому у продюсера фильма Владимира Орла не возникло и тени сомнения в том, что говорить об ушедшем друге должен именно Михаил Гардубей.
— Я подумал, что надо снять фильм о Бобониче на его поминках, — рассказал на творческой встрече, предваряющей просмотр, Владимир Орел. — Уходят же люди. Скоро некому будет рассказывать. Вот и решил, пока.
— Пока Гардубей живой, надо фильм снимать! — шутливо прервал его Михаил Гардубей.
Приняли решение, стали искать возможности для съемок. Опыт организации у продюсера Орла имеется: с его подачи и при его участии снято несколько документальных лент. Он знал, что в телекомпании «Регион-Тюмень» работают режиссер Вера Федорова и оператор Сергей Лыкасов, которые могут сделать отличный фильм. Работать без профессиональной помощи Орел не решился, сказал, что все-таки он актер, а не оператор и не режиссер, и что он может помочь фильму советом и решением оргвопросов.
С финансовыми трудностями помогли справиться спонсоры и грант администрации города Тюмени. Деньги требовались не только на прокат оборудования, монтаж и оплату работы профессионалов, но и на поездку в Карпаты.
— Снимать фильм о художниках и не показать красивейшие родные места — это неправильно, — говорит Владимир Орел. — Организовать поездку было сложно, потому что вместе с перелетами она заняла пять дней. Какая телекомпания захочет почти на неделю отпустить с работы хороших режиссера и оператора? Но в итоге все устроилось, и, на мой взгляд, лучшее, что есть в фильме — это панорамы окрестностей села Стригальня.
А вот на то, чтобы проникнуться атмосферой Ужгорода у съемочной бригады просто не хватило времени. Потому прогулка по городу выглядит немного куцей, хотя Михаил Гардубей в качестве экскурсовода сделал все возможное, чтобы Ужгород зрителям понравился.
… О том, что в Стригальню едет съемочная бригада из Тюмени, родственники Дмитрия Бобонича не знали.
— Мы свалились, как снег на голову, — вспоминает Гардубей.
Но, судя по кадрам фильма, его в селе узнали сразу, приняли как дорогого гостя. Из дома вышла сестра Бобонича Мария, а Михаил Михайлович сразу перешел с русского на украинский язык. Наверное, вспомнил те давние годы, когда его летние каникулы делились на две части: одна проходила в Стригальне, в семье Бобоничей, а другая — дома, куда уже он привозил друга.
По экрану бежит строка перевода, потому что не каждый зритель сможет сразу вникнуть в украинскую речь. Мария рассказывает о том, как юный Дима Бобонич писал картины, а она старалась ему в этом помочь, но его такая помощь не радовала.
— Увижу недорисованную картинку и начну ее улучшать. Поправлю все так, как мне кажется правильным. Дима увидит и объясняет, что я сломала всю композицию, и теперь исправить что-то уже невозможно.
И снова мелькают заснеженные поля: режиссер начинает и заканчивает ленту в Тюмени, сегодняшним днем, в котором уже нет художника Бобонича, но остались его друзья, его картины, память о нем и это 30-минутное кино.
… Фильм снят. Дважды показан в тюменском эфире. Продемонстрирован на Международном фестивале документального кино на Украине, где критики назвали операторскую работу Лыкасова «удивительной». Что же дальше?
— Продавать фильм мы, конечно, не будем, — объяснил Владимир Орел. — Не имеем такого права. Но копии хранятся в архиве телекомпании «Регион-Тюмень» и в местном отделении Союза театральных деятелей, которое я возглавляю. Можно оставить диск и здесь, в центре прикладного творчества и ремесел. Приходите, вам его покажут!
***
фото: Владимир Орел (слева) и Михаил Гардубей во время общения со зрителями;Один из гостей — знаменитый тобольский косторез Минсалим Тимергазеев.