Адвокат — как семейный доктор?
— Вы меня в чем-то обвиняете? Тогда мне нужно переговорить со своим адвокатом! — эту фразу часто можно услышать в американских фильмах. Управляющие партнеры коллегии адвокатов «Тесло» Евгений Смахтин и Сергей Чернецкий надеются, что вскоре и многие россияне смогу позволить себе личного адвоката.
Но чтобы повысить престиж профессии, адвокатам необходимо завоевать безусловное доверие клиентов. И здесь на первый план выходит такое понятие, как кодекс профессиональной этики. За нарушение этого кодекса можно лишиться права на адвокатскую деятельность. Такие прецеденты в Тюмени есть. Об этом журналистам рассказали в офисе «Тесло», где на минувшей неделе состоялась встреча-знакомство за круглым столом.
— Адвокатура сегодня — это институт гражданского общества, -сказал Евгений Смахтин. — Мы отделены от государства, это негосударственное учреждение. Но, одновременно, и некоммерческое. Наша цель — не извлечение прибыли, а оказание социальной защиты. Хотя, безусловно, тут есть тонкий подтекст… У нас есть услуги платные, но малоимущим гражданам мы оказываем и бесплатные услуги.
«Тонкий подтекст» журналистов заинтересовал особенно:
— Кто именно может рассчитывать на бесплатную помощь -пенсионеры, безработные, студенты? Или нужен какой-то документ о доходах?
Смахтин объяснил, что оказание бесплатной юридической помощи не входит в обязанности сотрудников коллегии адвокатов. Бесплатного защитника в суде предоставляет государство и оплачивает его услуги из федерального бюджета. Коллегия же адвокатов является «налоговым агентом», который самостоятельно зарабатывает деньги на зарплату своих сотрудников.
— Но если ко мне обращается, к примеру, старушка и достает трясущимися руками из кошелька последние копейки, а дело, в котором ей требуется помощь, возможно, не такое уж и серьезное, я, конечно, не возьму с нее денег, — уточнил Евгений Смахтин.
Вообще же, услуги адвокатов стоят недешево. Минимальные расценки по арбитражным делам — от 30 тысяч рублей, по гражданским — от 20 тысяч. Многое зависит от конкретного дела, конкретного адвоката и договоренности с клиентом. Предварительное рассмотрение дела — услуга бесплатная.
Кстати, именно после такого знакомства адвокат и решает, возьмется он представлять интересы данного клиента или нет.
— Иногда человек рассчитывает только на оправдательный приговор, — говорит Смахтин. — Но, если я вижу, что это невозможно, сразу предупреждаю об этом. Объясняю: максимум, что можно сделать, — смягчить наказание. Если это устраивает, заключаем договор.
Адвокат имеет право отказаться от дела и по этическим соображениям. Евгений Смахтин признается, что, хотя и специализируется на уголовно-правовых делах, предпочитает представлять в суде сторону потерпевшего, а не обвиняемого. Особенно, если преступление, которое совершил подсудимый, относится к тяжким или особо тяжким.
— Преступления бывают разные, — говорит Евгений Владимирович.
— Есть теракты, похищения детей, насилие над несовершеннолетними. По некоторым из них, я считаю, оправданно было бы применение смертной казни.
Еще одно направление адвокатской деятельности — гражданско-правовая защита. Ее в «Тесло» курирует Сергей Чернецкий. И утверждает, что в последние годы подобных дел становится все больше. В годы кризиса в разы выросло количество обращений обманутых дольщиков. Только адвокаты «Тесло» в прошлом году вели таких дел более двадцати.
— Ситуация на рынке недвижимости меняется, в немалой степени благодаря вмешательству в эту проблему областной администрации. По нескольким делам вынесены приговоры, а руководители строительных компаний, не выполнивших своих обязательств перед дольщиками, отбывают наказание.
«Тесло» существует в Тюмени пять лет. За это время штат коллегии вырос с двух человек до двенадцати. Открыли дополнительный офис и продолжают расширяться.
— Все адвокаты мечтают дорасти до европейского уровня или уровня Соединенных Штатов Америки, — сказал в завершение разговора Евгений Смахтин. — Там адвокат воспринимается так же, как семейный доктор. С ним решаются многие вопросы. Нам бы очень хотелось, чтобы роль адвоката росла и в нашем обществе.