X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Проверка на длинной дистанции

Альпинизм и скалолазание многие считают близнецами-братьями. И даже часто их путают.

Эти братья и на самом деле один без другого не существует. Только первый в этой паре всегда является ведущим, а второй -ведомым. На долю «старшего» выпадают более продолжительные расстояния подъема, более высокие физические нагрузки и множество применяемых технических приемов. Альпинистам приходится иметь дело не только с закрытыми скалодромами и естественными скальными породами, но и с ледовыми склонами, заснеженными макушками и другими особенностями горного ландшафта. Поэтому скалолазание для них — лишь первая ступень к вершинам мастерства.

И эту ступень надо обязательно преодолеть. Перепрыгнуть — не получится. Поэтому каждую возможность потренироваться спортсмены региональной федерации альпинизма воспринимают почти как праздник. Недавно на базе спортивного комплекса «Колос» тюменской сельхозакадемии открыли новый скалодром. Его высота достигает восьми, а длина -18 метров. По площади он, конечно, не сравним с тем тренажерным комплексом, который действует в центре «Алькор». Но это не означает, что новая конструкция — проще. Федерация альпинизма постаралась даже из таких минимальных объемов выжать максимум сложности.

И начинающим, и опытным спортсменам здесь будет за что зацепиться — от самых простых, разминочных, маршрутов, до «отрицательных», когда вертикаль переходит в нависающую над землей плоскость, резко уходящую в потолок.

Впрочем, термин «разминочный» в скалолазании и альпинизме очень условный. Любая, даже самая легонькая трасса, может превратиться в тяжелую тренировочную, если ее пройти не раз или два, а 10-15 подряд.

— Тогда и руки, и ноги такой тяжестью наливаются, будто ты не по 6-8-метровой стене поднимаешься, а штурмуешь пятитысячник, — говорит Оксана Храмова.

Михаил Калянов

В альпинизме она почти четверть века. На первую тренировку пришла, когда ей не было и двадцати. Может быть, поздновато, но к тому времени у нее была неплохая физподготовка — занималась легкой атлетикой, акробатикой. Для скалолазания это очень дружественные спортивные дисциплины. И растяжку, и выносливость, и координацию тренируют замечательно.

Но, прозанимавшись на скалодроме три года, Оксана вынуждена была сделать перерыв. Думала, на годик-другой, а получилось… лет на двадцать. Но сейчас у нее как будто второе дыхание открылось — дети выросли, и захотелось покорять новые вершины. Просто в скалолазании стало скучно, и Оксана переключилась на альпинизм. Стаж у нее пока небольшой. Толь ко два раза побывала на сборах — съездила в Крым, и недавно — на Северный Тянь-Шань в лагерь Ала-Арча. Теперь в ее альпинистском зачете есть четырехтысячник — с группой поднялась на пик Учитель.

По маминым следам пошла и дочь. Хотя, в общем-то, совсем не хотела. Пять лет Соня выступала в цирковой труппе под руководством Татьяны Лях, но после того как коллектив сменил место тренировок, любимое занятие, скрепя сердце, пришлось бросить. На мамин «горный заменитель» она согласилась со слезами на глазах. Но не прошло и недели, как втянулась, увлеклась, и теперь, говорит Оксана, дочь из «Алькора» не вытащищь.

Михаил Калянов

Династиям и семейной преемственности в среде альпинистов никто не удивляется. Здесь даже шутят, что стоит два раза вместе сходить в поход, как неизбежно рождается семья. И если даже не та, которая регистрируется в загсе и скрепляется штампом в паспорте, то просто — большая, многодетная, в которой ты не одинок, тебя принимают как родного и всегда поддержат, подстрахуют, подадут руку помощи.

Альпинисты знают, как работать в одной связке. Знают, как важно не тянуть одеяло на себя. Даже если у тебя с партнером совершенно разные весовые и социальные категории — в горах все равны. Конечно, страховка через «восьмерку» (механизм, через который пропускается трос), позволяет и хрупкой девушке удержать на склоне рослого мужчину. Но техника никогда не заменит человеческого фактора. Здесь от него все зависит. Особенно на длинных дистанциях. Если на невысоком скалодроме еще можно спрятаться, то при восхождениях на четырех-пятитысячники и выше — недостатки будут как на ладони, все твои так тщательно скрываемые в обычной жизни страхи и «косяки» выплывают на поверхность. И никакие жумары (крепления, позволяющие подниматься по веревках вверх и не скользить), никакая веревочная техника не сделают сердце большим, характер — открытым, а волю — несгибаемой.

Михаил Калянов

И хотя альпинисты утверждают, что им, как и всем, свойственно чувство страха, в горы идут только те, кто может бороться со своими недостатками и побеждать робость.

***
фото: Оксана Храмова на страховке;Им покоряется вертикаль;Альпинисты отрабатывают веревочную технику подъема;Кирилл Опанасюк с помощью мамы осваивает первые метры скалодрома

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта