Дорога от маленького к великому
Кажется, что современных гимназистов удивить чем-нибудь очень трудно. За границей они бывали, много стран, городов и людей видели.
Смогут ли их «зацепить» народное творчество, рукоделие, традиционные сибирские промыслы?
Рискнуть все-таки стоит, решили в центре прикладного творчества и ремесел — и пригласили учеников гимназии N 21, расположенной по соседству с музеем изобразительных искусств, на экскурсию по выставке «Сибирский ковер». Начали с младших классов.
Большинство второклассников до этого считало ковер предметом мебели. Как стол, диван или кресло. Лежит он себе на полу, и лежит. Какая в нем ценность?
Экскурсовод Лидия Вайцель подвела ребят к объемному полотну Василия Сурикова «Взятие снежного городка» и обратила их внимание на одну деталь, расположенную в правом нижнем углу картины, — черный ковер с красными розами, брошенный на сани. И когда она начала один за другим раскрывать связанные с ним секреты, школьники открыли рты от изумления. Оказалось, что скромный коврик, изображенный художником, был не просто подстилкой для тепла, а очень ценной в те времена вещью. Санный ковер мог позволить себе далеко не каждый ямщик (детям попутно напомнили, что в Тюмени есть улица с названием Ямская). Более того, в начале ХХ-го века ковры имели не столько прикладное, сколько статусное значение. Иногда, рассказывала экскурсовод, их специально заказывали мастерицам, чтобы сделать красивый семейный снимок на память. Мол, смотрите, вот я, а вот мой ковер.
И такое произведение ковроткачества выполнялось не на глазок, а продуманно, со смыслом и по специальной карте. Не географической, не игральной, а ткацкой, расчерченной на клеточки, каждая из которых соответствовала определенному цвету нити. И только после того, как подробный, с точностью до миллиметра, эскиз был готов, рукодельницы садились за станок и… колдовали. Рождение из серых суровых нитей основы объемных цветных полотен считалось таиством. Или, как сказали бы сейчас, у тюменских мастериц было свое ноу-хау, ни на кого не похожий метод работы.
Как рассказала директор центра прикладного творчества и ремесел Лариса Чуфистова, столетие спустя Тюмень и Ишим были официально зарегистрированы как место рождения уникальной технологии ковроткачества. Считалось даже, что, завязывая в узелок маленькую ниточку-жичку, можно загадывать желания. Если ковер получится красивым — оно обязательно сбудется.
— Не верю, что можно сделать такой ковер своими руками, — рассматривая экспонаты выставки, недоверчиво сказала Полина Прибыльская.
— А хочешь попробовать? — спросила ее сотрудница центра, мастерица Марина Тимофеева.
— И я, и я хочу! — запрыгали вокруг ткацкого станка второклассники.
Из корзинки с разноцветными жичками каждый выбирал себе ниточку понравившегося цвета. И старательно обвязывал ее вокруг нитки основы. Причем этот процесс явно нравился не только девчонкам, но и мальчишкам. Дети так увлеклись, что классный руководитель 2 «в» класса Алла Толстунова с трудом уводила их из музейного зала.
Дольше всех не хотели уходить две девочки — Маргарита Шарина и Марта Сарнавская. Они нашли на столике книгу отзывов и журнал, в котором можно записаться на мастер-класс по изготовлению кукол.
— Узелки мы уже завязывать научились, — сказала Рита, — хотим научиться еще чему-нибудь!
А ее одноклассник Миша Наумов в это время шептал своему другу:
— Я и не знал, что эти ковры такие великие! Совсем такой, как на картинке у моей бабушки Вали. Я думал, просто коврик, а это — ковер!
***
фото: 2 «в» класс на экскурсии в центре прикладного творчества и ремесел;Полина прибыльская: «И все-таки я не верю, что это сделано вручную»;Мастерица завязывает ниточки-жички;Соня Нагибина и Вероника Шварц наблюдают за тем, как рождается ковер