X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

«Бубновый валет» надолго пережил свое время

Выставка в «защиту суверенных прав живописи» открылась вчера в музее изобразительных искусств.

Необычная и долгожданная для многих любителей живописи экспозиция приурочена к юбилею одного из самых значительных творческих объединений отечественной культуры — 100-летию со дня основания художественной группы «Бубновый валет». Эту дату отмечает все сообщество музеев России и ряд европейских стран, но не все могут показать «основополагающие» полотна «бубновалетовцев», те, что были представлены на первой их выставке. Тюменский музей ИЗО в этом отношении обладает уникальными экспонатами. Каждый из них для искусствоведов не просто картина известного художника начала двадцатого века, а часть его жизни, наполненной личными переживаниями, ощущениями и даже мистическими историями.

Впрочем, творчество «Бубнового валета» с самого начала было рассчитано на то, чтобы взбудоражить, встряхнуть «уснувшую» живопись начала прошлого века, наполнить ее силой и дерзостью. Эти русские художники-постимпрессионисты считали себя последователями француза Поля Сезанна, которого называют не только великим колористом, чьи работы сравнимы с полотнами Тициана, Рубенса и Делакруа, но и мастером живописной композиции. В его творчестве соединено, казалось бы, несочетаемое — трогательный романтизм и классическая строгость. Художники говорили, что он «подобно ветхозаветному Моисею, открыл дорогу в мир нового искусства».

Михаил Калянов

И этот мир не заставил себя долго ждать, разродившись в начале XX века множеством разных направлений авангарда и модерна. В то же время появилась и художественная группа «Бубновый валет». Своим названием она обязана игре слов и ассоциаций. С одной стороны, до 1917 года «бубновыми тузами» метили одеяние каторжников. Обладатель такого наряда считался «клейменным» и был всегда заметен в арестантских кругах. С другой стороны, на карточном жаргоне бубновым валетом называли плута, от которого в игре можно ждать всего, чего угодно.

Конечно, такой коктейль был эпатажным и вызывал у кого — улыбку, у кого — раздражение и даже определенный страх. Но «бубновалетовцев» такая «взрывная смесь» вполне устраивала. Они декларировали новый стиль письма — «дерзкий и сильный», выступали «в защиту суверенных прав живописи», когда на первый план выходит не сюжет, а особенности цвета, фактуры и формы — «плоть и кровь картины». Для них цвет был не расходным материалом, не нотами, но самой музыкой живописи.

Михаил Калянов

В коллекциях Тюменского музея изобразительных искусств есть работы практически всех ведущих художников этой группы — Аристарха Лентулова, Александра Куприна (чья работа «Мальвы» была представлена на первой выставке группы в Москве), Петра Кончаловского, Роберта Фалька, Ильи Машкова и других. Большинство этих работ было приобретено музеем еще в начале 80-х годов.

Сотрудники музея с горечью говорят о том, что коллекция русской живописи в запасниках давно не пополнялась, последние поступления были в 1986 году. Потом произошел поворот в сторону советского искусства. Классику назвали живописью элитарной, не всем понятной, а картину — умирающим жанром. Но, считает искусствовед Наталья Паромова, картина жива, пока жив человек, и только в настоящей живописи, а не в ее инсталляции, можно черпать силы и вдохновение. Не только будущим или настоящим художникам, а и обычным зрителям.

***
фото: Открытие выставки «Бубновый валет» в музее ИЗО;Открытие выставки «Бубновый валет» в музее ИЗО;Открытие выставки «Бубновый валет» в музее ИЗО

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта