Все, что прилагается к дороге
Что такое дорога? Можно заглянуть в толковый словарь русского языка, составленный Владимиром Далем. Читаем: «это нарочно подготовленное различным образом протяженье, предназначенное для передвижения».
Для безопасного передвижения, уточняют работники завода «Тюменремдормаш». Это, может быть, во времена Даля достаточно было утрамбовать и расширить более менее подходящую тропку — и готова тебе дорога. А современное развитие автомобильного сообщения диктует свои требования. Поэтому теперь дорога — это не просто приспособленная для движения транспортных средств полоса земли. Она включает в себя тротуары и обочины, разделительные полосы и опоры освещения, дорожные знаки, светофоры и даже остановочные павильоны… В общем, все, что позволяет человеку добраться из пункта А в пункт В без всяких проблем и, самое главное, целым и невредимым.
— Металл, из которого мы изготавливаем дорожные ограждения, обязательно проходит испытание на ударостойкость, — рассказывает Валентин Пикулин, заместитель директора завода по производству.
— Подобные испытания проводят пока только в одной лаборатории — города Дмитрова. Ограждение должно выдержать удар 16-тонной машины, движущейся со скоростью 70 км/час.
Конечно, мало хорошего, если такая (или какая-нибудь другая) машина врежется в ограждение на самом деле. Однако такое прочное препятствие на пути автомобиля запросто может уберечь жизни его пассажиров и других участников дорожного движения, не позволив машине вылететь на встречную полосу, свалиться в глубокий кювет или сорваться с обрыва.
Завод занимается поставкой продукции не только в города региона и области, но и по всей стране. Тюменские ограждения обрамляют не только наши дороги, но, скажем, и горные серпантины Кавказа.
— Кстати, все, что мы изготавливаем — начиная от дорожных знаков и заканчивая автопавильонами, может «прижиться» в любом климате. Влажном, жарком, холодном. — Валентин Валентинович показывает на большие стопки блестящих металлических листов, сложенных во дворе завода.
Блестят листы, между прочим, не просто так. По словам Валентина Валентиновича, они уже побывали в цеху горячей оцинковки. Правда, мы в тот цех пока не идем.
Идем в другой, где рабочие как раз загружают в «камаз» 10-метровые дорожные опоры. Это они пока безликие, а как только их установят вдоль дорог, они сразу же обрастут фонарями, баннерами, дорожными знаками. Может быть, некоторые из них даже удостоят чести держать на себе светофор. Только будет это не раньше лета — пока всю готовую продукцию отгружают на склад. Высокий спрос на продукцию завода появится к весне, когда дорожные службы озаботятся благоустройством и ремонтом дорог.
Однако это не повод сбавлять обороты. Зимой завод занимается конкретными заказами и пополнением своих запасов. Хотя есть на производстве и то, что пользуется популярностью как раз в холода.
Это навесное оборудование для «камазов» — отвалы для уборки снега, пескоразбрасыватели, щетки, а с прошлого года — еще и скалыватель льда. Чертеж этого агрегата сделал главный конструктор «Тюменремдормаша» Николай Рыжов. Вдохновил изобретателя финский погрузчик «Вилле». По большому счету, скалыватель льда стал аналогом иностранной уборочной техники. Вот только стоить он будет дешевле. За этот год завод изготовил уже 25 таких отбойных цилиндров — для Тюмени, Свердловска, Благовещенска…
И со всем этим объемом, говорит Пикулин, справляются 250 человек — штат завода.
Некоторым рабочим приходится трудиться и по ночам — посменно.
… Вот мы и добрались до святая святых завода — того самого цеха горячей оцинковки. Работа здесь кипит целыми днями и ночами, без выходных. И кипит, кстати, в прямом смысле слова.
— Наша гордость! — подводит нас Валентин Валентинович к большой длинной емкости с бурлящей густой жидкостью. — Ванна с горячим цинком.
Да уж, не хотелось бы окунуться в такую ванну — от этого нас предостерегает и оцинковщик Сергей Привалов. Показывает свою робу, которая вся в мелких дырочках — от капель раскаленного цинка.
Мы слегка отодвигаемся и наблюдаем со стороны — подоспели как раз вовремя: над ванной завис подъемник с металлическими деталями (они пойдут на строительство коровника).
Перед тем, как их «пригнали» сюда, они прошли трехчасовую подготовку. Металлические детали окунали в другие ванны — с раствором для обезжиривания, в ванну для промывки.
— Это заключительный этап, — говорит Сергей и нажимает кнопку на пульте управления. Процесс погружения деталей в расплавленный цинк можно наблюдать только в окошечко кабины, которая накрывает ванну — для безопасности. Оттуда слышится бурление и шипение.
Пара мгновений, и подъемник медленно извлекает металлические детали из раствора. Их совсем не узнать — блестящие, красивые, так и хочется провести по ним рукой (когда остынут, конечно). Вот бы и человеку можно было так преобразиться в считанные минуты! Но нет, покусившись на это, можно запросто повторить печальный опыт царя из сказки «Конек-Горбунок», который в погоне за молодостью нырнул в бочку с кипятком.
Оставим чудесные преображения дорожным опорам и ограждениям. Им это нужнее — обработка горячим цинком продлевает жизнь металлическому изделию до 30 (!) лет. Это при том, что изделия из покрашенного металла приходят в негодность уже года через три — ржавеют, покрываются коррозией. А оцинкованное дорожное ограждение прослужит многие годы (завод дает гарантию). Хорошо бы только, чтобы в него, все-таки никто не врезался.
***
фото: Дорожные опоры пока в горизонтальном положении;Валентин Пикулин;Отгрузка готовых изделий на склад;Сварщик Владимир Сироткин;Счетовод Надежда Корепанова — она точно знает, какой объем работ выполнен за день;После горячей ванны с цинковым раствором