X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Какие бывают бакалавры

В День российского студенчества мы решили сделать подарок будущим абитуриентам вузов и их родителям: рассказать, что такое бакалавриат и магистратура, с которыми с этого года придется столкнуться почти каждому, кто решит получить высшее образование.

Экспертом согласился выступить Владимир Долгушин, проректор по учебной работе и довузовскому образованию Тюменского нефтегазового университета.

Владимир Вениаминович, в последнее время все чаще приходится слышать о двухступенчатой системе вузовской подготовки, о том, что не все студенты получат по окончании институтов и университетов дипломы о высшем образовании. Объясните, что же такое бакалавриат?

— У нас два вида бакалавриата — классический, который уже много лет реализуется и у нас, и в других вузах, а также прикладной. Я помню, восемь лет назад, когда был еще заведующим кафедрой «Станки и инструменты», мы составляли учебный план по подготовке бакалавров. Но так как ни они, ни руководители предприятий не знали, что это такое, мы делали так, чтобы ребята после окончания бакалавриата, оставшись еще на один год в институте, получили и специальность инженера.

Это было достаточно сложно, нам пришлось перегружать учебный план бакалавра. Но ребята шли на это, потому что через четыре года обучения получали вузовский диплом. А диплом бакалавра по размеру даже чуть больше, чем диплом инженера. И, может, даже и красивее немножко! А потом, через год, они, уже с двумя дипломами приходили на работу.

Где могли работать бакалавры?

— Могли, например, пойти на завод. К примеру, мы готовили специалистов для моторного завода. А на заводе тогда диплома бакалавра никто не видел, и ребята объясняли, что это высшее образование, потом приносили разные доказательные бумаги, и их брали, конечно, на инженерные должности, а потом смотрели, как кто работает. И если наш выпускник показывал себя хорошо, брали его потом на основную работу. Это был классический бакалавриат, после которого можно поступить на магистратуру еще на два года.

А в феврале прошлого года был объявлен конкурс по России на прикладной бакалавриат. Откуда возникла такая идея? Анализ трудоустройства выпускников вузов показал, что большинство из них не работает по специальности. Они получили высшее образование, чтобы родителей успокоить либо просто провести эти пять лет в веселье и праздности. Министерство образования и науки, зная это по социологическим опросам, естественно, искало пути, как удовлетворить желание студента и его родителей и как сократить расходы на вузы. Бакалавриат позволил сократить эти расходы процентов на двадцать. Поэтому большинство вузов переходит на двухуровневую систему образования и будет готовить бакалавров.

А вот специалистов — только по определенным специальностям, связанным, в основном, с военной техникой, военной наукой, с энергетикой и атомной промышленностью. Мы тоже попали в этот перечень — со специальностью «геология». Геология и топография близки к военной науке. Тем более, что геология полезных ископаемых — это энергетическая безопасность страны. Так что на этих направлениях останется спе-циалитет, если, конечно, мы получим на них лицензию.

И есть еще одна специальность — это пожарная безопасность, на которую мы тоже будем претендовать, потому что у нас она есть и по среднему специальному образованию, и в вузе есть центр по безопасности.

Все остальное будут бакалавриат и магистратура. Но, чтобы открыть магистратуру, есть определенные требования к кадровому составу вуза, в нем должно работать определенное число докторов наук. И объем магистратуры будет максимум процентов семь от объема подготовки специалистов. То есть план набора -раз в пятнадцать меньше, чем на бакалавриат.

А что представляет из себя прикладной бакалавриат?

— Я думаю, тут инициатива шла от работодателей. Возникла мысль: почему бы не объединить направления среднего профессионального образования и высшего образования. Придумали название «прикладной бакалавриат». И объявили конкурс по стране где-то в феврале прошлого года на участие в организации и отработке технологии прикладного бакалавриата. Всего тридцать вузов по всей стране победили в этом конкурсе. Наш — единственный в Тюменской области. Мы выбрали одно направление — информационные технологии.

А к балльно-рейтинговой системе ваши преподаватели и студенты уже приспособились? Поняли ее суть?

— Студентам нравится. Преподаватели молодые приспособились, пожилые сопротивляются. У меня тут одна из старых преподавателей спросила: когда вы отмените рейтинговую систему? Я сказал: никогда. Чем дальше, тем больше и шире мы ее будем внедрять, потому что это перспективно.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта