X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Сыграть так, чтобы мир стал роднее

Стул. Две скамьи. Ворох газет. Человек с чемоданом в руке…

Он ходит по сцене, садится, принимает позы. Рассказывает: о железнодорожниках, о самолетах, о своем детстве, о наблюдениях и чувствах. Просто рассказывает, душевно, а оттого понятно и интересно.

Моноспектакль «Одновременно» на малой сцене драматического театра в субботу — это внутренний монолог человека о своей повседневной жизни, своего рода заглядывание внутрь себя, своих желаний, мыслей.

Мы спектакль уже видели несколько лет назад, еще в старом здании театра на улице Герцена. В исполнении автора — Евгения Гришковца. Я помню, что публика выходила из зала совершенно окрыленной, узнавшей что-то важное о себе. Мир будто стал немного добрее и роднее после этого спектакля.

И в этот раз мы тоже шли «на Гришковца». Нет, то есть зрители понимали, что моноспектакль будет играть другой актер — Сергей Оленберг, заслуженный артист России, которого мы знаем благодаря ролям в постановках «Районная больница», «Медея», «Козий остров». Но ведь текст-то пьесы останется прежним, тем самым, знакомым и любимым? А Оленберг — замечательный исполнитель. Так почему бы не надеяться, что теплое чувство, возникшее несколько лет назад в старом театре, мы переживем снова?

Не знаю, как другим, но мне почувствовать, что окружающий мир стал ближе, в этот раз не удалось.

Галина Безбородова

Попробую объяснить. В нашем сложившемся представлении Евгений Гришковец — это тот, кто умеет говорить об обыденных вещах, что лежат на поверхности дня. Мы их просто не замечаем, а он почему-то видит и умеет о них говорить. Гришковец не раз называл спектакль «Одновременно» «попыткой объяснить, что такое — мгновенно что-то понять, вернее, почувствовать, и не просто мгновенно, а одновременно». Его герой на сцене не вспоминал об ощущениях, а переживал их, стоя перед зрителями здесь и сейчас, пытался разобраться, что первично — дух или материя. Чем отличается: «понять» и «почувствовать», «захотеть стать моряком» и «быть моряком»… По какой причине моргает глаз и является ли это непроизвольно моргающее существо им самим — человеком с большой буквы «я».

Оленберг делает то же самое и похожим образом. И вот эта похожесть как раз мешает.

Мне не хватило режиссерской интерпретации текста Гришковца, его переработки, адаптации для другого исполнителя. Это сроднило бы актера с чужим, авторизованным, текстом.

Сергей Оленберг привнес в спектакль свои интонации, но их оказалось недостаточно. Он и сам на встрече со зрителями после спектакля коротко обмолвился, что только немного добавил в постановку своего видения. И в итоге получился, скорее, спектакль, демонстрирующий стиль исполнения Гришковца. В основном — удачно демонстрирующий, но в некоторых эпизодах длинного монолога все же образовались эмоциональные дыры.

Хотя на сцене, вроде бы, все хорошо, и актер играет замечательно, а все равно зрители смотрят куда-то мимо, то и дело проверяют циферблаты часов мобильных телефонов. Может, настроиться на восприятие мешали еще и громкие звуки популярной музыки, доносящиеся из ресторана «Маска». Что там было? Одна из свадеб, что проходят иногда в театре?

Галина Безбородова

Публика заметно расшевелилась ближе к финалу, когда речь со сцены пошла о первом новогоднем утре. Артист мгновенно поймал волну отдачи из зала и, наконец превратил текст Гришковца в живую ткань, словно бы рождающуюся здесь и сейчас. Сразу все встало на свои места: уместны, оказались многократные сбивчивые заходы в тему (уже не кажущиеся искусственными), внезапности бесконечных ассоциаций героя, беззащитность и доверительность его интонаций, эта открытость, расположенность к слушателю.

… Вероятно, со временем спектакль, что называется, обкатается, и актер по-своему раскроется в нем. В Тюмени к постановке привыкнут. Перестанут сравнивать Оленберга с Гришковцом (в первый раз это было неизбежно, и актер к этому, я надеюсь, готов), начнут воспринимать спектакль «Одновременно» как полноценную работу тюменского театра. Все возможности для этого есть: следующий показ состоится 18 февраля на сцене пятого этажа, а затем можно просто следить за театральной афишей.

***
фото: Сергей Оленберг в спектакле «Одновременно»;Зрители оживились;После спектакля состоялась творческая встреча с актером и режиссером новой постановки

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта