ГЛОНАСС нам поможет?
На электронном табло высвечивается номер автобуса. Он ожидается через две минуты. Хотя на подходе еще один — попутного направления. Умиротворенные пассажиры неторопливо прохаживаются по остановке. Никто не нервничает, уедут все, и вовремя…
Это — сценка из недалекого будущего. И к этому благополучию должна привести ГЛОНАСС — российская спутниковая система, которая пришла в нашу жизнь, правда, с серьезным опозданием, с намерением творить чудеса. Почему с опозданием? Да потому что наши отечественные разработки долгие годы находились под большим секретом и предназначались лишь для нужд Министерства обороны. Американцы с аналогичной системой GPS успели за это время не только развернуть свой космический проект, но и внедриться в повседневную жизнь обитателей планеты. Сделали свою систему доступной и недорогой. Поэтому наша ГЛОНАСС испытывает серьезные трудности с внедрением в жизнь в интересах гражданских потребителей.
Об этом, и не только, шла речь на вчерашней пресс-конференции с участием «игроков» на рынке Тюмени. Своими суждениями по поводу этого новшества поделился с журналистами Андрей Дергоусов, директор производственного объединения «76 Ойл Тюмень», которое специализируется на выполнении сервисных работ для автопредприятий.
По словам Андрея Борисовича, отечественная система от шести до десяти раз дороже американской, и это главная проблема. Что касается востребованности услуги, то здесь на пути продавцов стоят безразличие руководителей и враждебность водителей. Хотя спрашивать никого не будут: просто обяжут всех покупать бортовое оборудование и программное обеспечение. От этого никто не пострадает. Наоборот, внедрение системы, безусловно, сделает работу автотранспортников более прозрачной, поможет решить вопросы дисциплины, безопасности, контроля за использованием автомобилей и учета топлива.
Но готовы ли к этому предприятия общественного транспорта?
Впрочем, вопрос с пассажирскими автобусами уже решен: навигационная система ГЛОНАСС в обязательном порядке должна быть установлена на них с 1 января 2011 года. Значит, упомянутое табло с информацией о движении автобусов — дело недалекого будущего!
Кроме автотранспортной сферы, оборудование навигационной системы принесет пользу сотрудникам МЧС при работе в сложных условиях пожаров, дорожникам в отслеживании состояния дорог, службе ЖКХ (вывоз мусора, уборка улиц). Да и рядовые граждане смогут использовать «маячки» в повседневной жизни, например, для получения информации о том, где по дороге из школы задержался первоклассник.
Во всем этом сможет помочь названное новшество? Но скоро ли? И сколько это будет стоить для отдельно взятой семьи? На эти вопросы у специалистов пока нет определенных ответов.