Капремонт меняет жизнь к лучшему
Лидия Николаевна из квартиры N10 деревянной двух-этажки по улице Камчатской, 93 полностью пересматривает свой домашний гардероб. Меняет зимние вещи на летние.
Раньше в квартире ей приходилось ходить в теплых носках-самовязках и свитере, а теперь и халатика х/б с короткими рукавами хватает. А иногда так жарко становится, что приходится даже в мороз форточки открывать. Конечно, это не дело, соглашается она, тепло из дома выпускать, но что делать, если душно?
Впрочем, прибегать к такому методу регулировки температуры не советует пенсионерке и Игорь Панов, заместитель директора предприятия «Минстройпроект». Лучше, говорит, перекрыть вентили на батареях. Его предприятие в ноябре прошлого года выиграло конкурс на проведение капитального ремонта дома. Замена систем отопления и установка регулирующих клапанов была главным содержанием муниципального контракта. Трудность заключалась в том, что лоты разыграли поздно (когда поступили дополнительные средства из областного бюджета) — отопительный сезон уже начался. Срезать старые трубы и монтировать новые без отключения отопления, конечно, невозможно. И чтобы не разморозить дом, надо было сделать все очень быстро. Немного строителям подыграла погода. Две недели у них было в запасе, пока окончательно не установились холода.
Строителям к авралам в конце года не привыкать. Традиция идет еще с советских времен. Только тогда «гнали план», а теперь «осваивают средства», выделенные по закону о муниципальных закупках. В такой ситуации оказывается большинство подрядчиков, когда конкурсы на производство работ проходят во второй половине или даже в последнем квартале года.
Но лимит времени — не единственная трудность. Проектно-сметная документация редко соответствует реальным затратам и положению дел на объекте. Во-первых, и жизнь всегда вносит свои коррективы (например, планировали заменить одну дверь, а оказалось, что необходимо — две). Во-вторых, невозможно рассчитать до сантиметра количество электрического кабеля или до килограмма — цемент, шпатлевку или краску. В-третьих, в ПСД нередко встречаются чисто арифметические ошибки, поскольку единицы измерения расходных материалов разные (квадратные метры, погонные, километры — все в одном столбце), и сбиться нетрудно.
Такие «опечатки» в сметно-экспертном отделе службы заказчика во внимание не принимают, проверяют, в основном, расценки. Соответствие реальных объемов и планируемых оценивает тот, кто составляет дефектную ведомость. Но, по словам Игоря Панова, часто это делается «на глазок», не на объекте, а в кабинете. Зато когда дело доходит до подписания акта выполненных работ, специалисты технадзора вымеряют с рулеткой каждый сантиметр.
По крайней мере, так и происходило, когда «Минстройпроект» сдавал дом по Камчатской, 93. Хотя еще несколько лет назад строителям могли поверить и на «честное слово». Особенно, если оно было «честным-пречестным», шутит Игорь Геннадьевич.
Сколько подрядчики получат за ремонтные работы, они, как правило, узнают, только когда им предъявляют акт о выполненных работах. По факту обычно получается либо больше сметной суммы, либо меньше.
Как ни странно, второе более хлопотно. Особенно, если капремонт выполняется согласно 185-му федеральному закону по программе софинансирования с Фондом реформирования ЖКХ. В этом случае экономить ремонтнику невыгодно — все, что не использовали по прямому назначению, придется возвращать.
Так у «Минстройпроекта» уже случалось — на ремонте дома по улице Полевой, 1 в поселке Березняки. Работы выполнили, а 650 тысяч рублей осталось. Ни к качеству, ни к объемам у заказчика — управляющей компании «Ямал» — к подрядчику претензий не было. Впрочем, как и у жителей. По инициативе управляющей компании здесь дважды собирали сходы, выслушивали мнения и пожелания людей. Например, жильцы просили поставить домофоны на новые двери подъездов. А это в смете не было предусмотрено. В «Минстройпроекте» подсчитали, что затраты будут не такими уж большими и решили сделать жителям новогодний подарок. За свой, естественно, счет.
На улице Камчатской, 93 подрядчики за два месяца работы тоже стали почти как родные. По крайней мере, двери представителям компании открывают без лишних вопросов, в дом пускают как старых знакомых. И не удивительно. Деревянную двухэтажку строители утеплили, крышу поменяли, вместо покосившихся крылечек сделали современные входные группы. Заменили старую электропроводку, смонтировали тепловой узел и новую разводку труб отопления (причем сложность состояла в том, что дом бесподвальный, пришлось вскрывать полы в квартирах), заменили секции батарей.
Теперь среди многочисленных своих собратьев-деревяшек на старой Лесобазе этот дом виден издалека. Правда, для жильцов так и осталось загадкой, почему во всем квартале отремонтировали только 93-й дом? Впрочем, программа капремонта таит в себе еще много загадок.
***
фото: Деревянный дом по улице Камчатская, 93 раньше был такой же, как все в округе, а теперь на нем отчетливо виден контраст старого и нового (торец дома обшит сайдингом);Лестничные марши теперь выглядят здесь также, как в домах-новостройках;Лидия Николаевна не нарадуется, как тепло стало в квартире!;Такой входной группе могут позавидовать и высотки;Новый тепловой узел, расположенный во втором подъезде дома