Каков он, карточный расклад?
Почти два года назад в Тюмени произошла транспортная революция. Для проезда в общественном транспорте ввели транспортную карту.
Вначале действие новшества испытали на самой большой льготной категории населения — пенсионерах. Конечно, были опасения, что люди в возрасте, обычно не склонные к кардинальным переменам и предпочитающие все старое, устоявшееся, не примут нововведения, не поймут, отвергнут. Но эффект превзошел все ожидания, долго убеждать и агитировать пожилых не пришлось, карта действительно оказалась для них очень удобной. Положил ее в кошелек или просто в сумку, и не надо носить с собой кипу документов, удостоверяющих твое право на льготный проезд.
К началу учебного года именную транспортную карту ввели и для школьников. Лишь одно неудобство испытывали на первых порах родители школьников. Чтобы получить пластиковый документ, требовалось сходить с ребенком в «Тюменскую транспортную систему», сфотографироваться и оформить необходимые бумаги. А дальше можно было не беспокоиться, что сын или дочка, истратив в школьном буфете карманные деньги, останутся без средств на проезд. Надо только не зевать и вовремя пополнять счет. Для этого в холлах школ установили терминалы по оплате услуг, считывающие, в том числе, и транспортные карты.
Еще через год, в сентябре 2009-го, к безналичной оплате за проезд в общественном транспорте решили подключить и все остальные категории населения. Главным козырем, который убеждал в необходимости переходить на безнал, являлась разница в оплате проезда по карте и без. Предполагалось, что за наличные придется платить на два рубля больше. Масштабная рекламная кампания возымела действие — за полгода карту начали покупать так активно, что потребовались дополнительные терминалы для пополнения транспортного счета.
Но тут выстроенная система дала сбой. Не зря говорят, что дьявол скрывается в деталях. А маленький выпавший винтик может вывести из строя огромную махину. Через год эксплуатации у общепользовательских карт накопилось столько минусов, что под вопросом оказалась сама идея их использования.
Во-первых, в результате грянувшего кризиса приостановили действие распоряжения, которым предполагалось, что проезд по карте будет дешевле. Во-вторых, установленных в городе терминалов оказалось явно недостаточно. А те, что работали, часто давали сбои, на полдороге зависая или вообще отключаясь. В условиях постоянного цейтнота, в котором находится пассажир на остановке (не на прогулку же вышел, а чтобы срочно куда-то уехать), это только раздражало. Возникал резонный вопрос: «Зачем пользоваться тем, что приносит столько неудобств и ни одной сколько-нибудь ощутимой выгоды?»
Оказалось, что если ездишь мало, то в карте и вовсе нет нужды, проще заплатить из кошелька. А если часто, деньги исчезают с карточки быстро, но, сколько их там осталось — определить невозможно. Транспортная карта -не мобильный телефон, остаток средств не узнаешь, набрав определенную комбинацию клавиш, и оператор тебя не предупредит, послав SMS сообщение: «Пополните счет». Садишься в автобус в надежде, что баланс на карте есть, а считыватель у кондуктора оповещает, что денег на проезд не хватает. Эти и многие другие нестыковки и накладки у многих нельготников поубавили пыл пользоваться приобретенной транспортной картой.
Фактически неготовыми к внедрению этой, безусловно, перспективной, при хорошей и продуманной организации дела, системы оказались не горожане, а сама транспортная структура. Выгода транспортников от ее внедрения, в общем-то, понятна. Автоматизированная система позволяет точнее учитывать поездки льготников и, соответственно, планировать суммы компенсаций из бюджетов разных уровней. Но что выиграл от пользования транспортной картой обычный пассажир? Оказалось, что революция опять пообещала больше, чем сделала.
***
фото: Но для пенсионеров транспортная карта стала незаменимой