Еще одна забытая опера, которую отыскал маэстро Шароев
Интенсивно поработав перед праздниками, филармония решила немного отдохнуть в январе. Правда, совсем чуть-чуть — и все же запланировала несколько концертов и один грандиозный оперный вечер.
Программа нового года откроется 19 января литературно-музыкальной программой для детей «Тысяча и одна ночь». В Тюмень приедут из Омска мастер художественного слова Елена Чередова и Александр Болдырев, заслуженный работник культуры России, который будет аккомпанировать ей на фортепиано.
Они в нашем городе не в первый раз, и их выступления, основанные на произведениях русских классиков (как композиторов, так и писателей) пользуются спросом. Мамы приводят своих детей, не желающих читать книги школьной программы. Надеются, что послушав, как читает книги мастер художественного слова, дети заинтересуются.
В этот раз программа выстроена по мотивам восточных сказок, так что будет по-особому интересно.
20 января на малой сцене состоится концерт Марии Блажевич с программой «Орган?.. Орган!» Для своего выступления Мария выбрала наиболее популярные и узнаваемые произведения. Даже хиты. Это и Allegro из «Маленькой ночной серенады» Моцарта, и фрагмент «О, Фортуна!» из кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана», и фрагменты сюиты из балета «Щелкунчик» Чайковского.
На вечер 23 января распроданы почти все билеты, все-таки опера в Тюмени — гостья нечастая. Оперу «Алкид» поставил маэстро Антон Шароев и посвятил ее Году России в Италии и Италии в России. Исполнить главную партию — самого Алкида (это прозвище мифологического героя Геракла) — пригласили певца Артема Крутько (контртенор).
Опера на либретто известного итальянского драматурга Пьетро Метастазио была написана композитором Дмитрием Бортнянским во время пребывания в Италии. Премьера состоялась в 1778 году на сцене венецианского театра «Сан Бенедетто», автор и исполнители были обласканы благодарной публикой.
После удачного начала «Алкид» Бортнянского больше нигде не исполнялся. Оперу долгие годы вообще считали утраченной. До тех пор, пока за поиски не взялся Антон Шароев, который, как известно, если уж ищет, то обязательно найдет.
Он обнаружил микропленку с копией партитуры оперы в 70-х годах в… Вашингтоне.
Антону Георгиевичу удалось возродить оперу «Алкид». На это понадобилось шесть лет: полтора года искал специалиста со знанием средневекового итальянского языка. Потом подбирал солистов, что тоже оказалось нелегким делом: солист должен обладать очень высоким голосом, что у мужчин встречается редко.
Второе рождение оперы состоялось в 1984 году на сцене Киевской филармонии, где тогда работал маэстро. После этого «Алкид» исполнялся в Московской государственной консерватории и Ленинградской филармонии имени Шостаковича. В 2000 году сочинение Бортнянского впервые прозвучало в Тюмени. В этом году ее решено повторить.
Шароев выйдет на сцену и 27 января. Вместе со своим оркестром «Камерата Сибири» он покажет программу «Музыкальные столицы — Рим, Венеция, Париж».
Завершить январскую программу 29 января в Тюмень приглашен Рэм Урасин, народный артист республики Татарстан, которого называют одним из самых романтичных пианистов молодого поколения. 15-летним мальчиком он победил на Международном юношеском конкурсе имени Шопена в Москве, а через три года стал лауреатом XIII Международного конкурса имени Шопена в Варшаве (1995). После его выступления одна из зарубежных газет восторженно написала: «Это играл сам Шопен».
Кроме исполнительского дара артист обладает и сочинительским — пишет музыку. Даже пробует себя в качестве дирижера. У музыкантов большим успехом пользуются его транскрипции для фортепиано.
А слушатели уверены, что пианист Урасин обладает редкой способностью всякий раз по-новому исполнять даже хрестоматийные произведения, что рождает на его концертах атмосферу творчества.
***
фото: Артем Крутько;Рэм Урасин